на себя смелость предположить, что клиническое мышление, его
основы закладываются в процессе обучения языковым дисциплинам).
При формировании учебных умений
самоконтроля
и
самооценки
необходимо:
1) сформировать
у
обучаемых
внутренний
образец,
представляющий собой модель речевых действий;
2) научить студентов в ходе самоконтроля и самооценки
производить такие мыслительные операции как сопоставление,
обобщение, противопоставление, сравнение высказывания с
речевым образцом.
Осуществляя действия по сравнению своего результата с образцом,
устанавливая сходства и различия, обобщая и сравнивая результат с
критериями успешного выполнения речевого действия и оценивая
его, студент получает информацию о качестве выполнения речевого
действия, проявляя в этом процессе позитивные или негативные
эмоциональные реакции, которые возможно корректировать за счёт
привития умения анализировать используемые в речи языковые
средства.
Механизмы языкового выражения
эмоций
говорящего и их
языкового обозначения, интерпретация эмоций как объективной
сущности говорящего и слушающего принципиально различны. Здесь
речь идёт о языке описания эмоций и языке выражения эмоций.
Словарь эмоций в разных языках не одинаков, хотя нет ни одного
переживания, которое было бы доступно для одной национальности и
недоступно для другой, то есть сами эмоции универсальны, а
типологическая структура эмоциональной лексики не совпадает в
разных языках, имеет национальную специфику, так как отражение
эмоций в каждом языке самобытно.
Эмоциональность
выражается
на
всех
уровнях
языка
словообразовательными, синтаксическими, лексическими средствами,
включая фразеологию.
Чувства (эмоции) невозможно выразить с помощью только одного
языкового средства - слова. Эмоциональность в речи выражается
совокупностью языковых средств разных уровней: интонация, высота
голоса, глубина звучания, произношение, скорость высказывания,
краткость фраз и так далее.