Стр. 34 - 2

Упрощенная HTML-версия

Показатели критериев речевой компетентности обеспечивают
внутреннюю обратную связь - достигнут ли уровень умений, как
выполнен, на каком уровне. Психолого-педагогическая сущность
действий самоконтроля и самооценки заключается в умении
соотнести и оценить полученный результат с поставленной целью. На
основе действий самоконтроля и самооценки формируется умение
оценивать свою речь с точки зрения общественно-выработанных
эталонов, преобразовывать и совершенствовать её.
Формирование контроля в процессе обучения иностранному языку
непосредственно связано с формированием речевых навыков и
умений. Главным его механизмом является механизм сличения
высказывания с сформированным внутренним образцом, хранящимся
в сознании обучаемого. Поэтому одной из задач, стоящих перед
преподавателем в процессе обучения и контроля, является
формирование речевых образцов в сознании студента. Сличение
включает в себя мыслительную операцию, в основе которой лежит
сравнение, то есть установление сходства и различия между
результатом высказывания и образцом. Следующим действием
является коррекция и выбор другого варианта высказывания, если
студент установил различия с образцом. После коррекции снова
следует сличение и коррекция, если будет обнаружено
рассогласование. Таких витков может быть несколько, пока студент
не удостоверится, что высказывание соответствует образцу или, что
он самостоятельно способен осуществить коррекцию. Главным
механизмом формирования этих учебных умений является умение
оценить результат по сравнению с теми целями, которые были заданы
в данный период обучения. Он состоит в сравнении результата с
образцами и целями обучения.
Кроме мыслительной операции сравнения, студент должен владеть
сложным приёмом обобщения, который предполагает проведение
мыслительных операций в следующей последовательности: анализ и
сравнение своего ответа с образцом, выделение неправильных
действий, абстрагирование - обращение к критериям оценки,
обобщение, выражающееся в оценке (те же самые мыслительные
операции, составляющие клиническое мышление, поэтому, мы берём