отличие от латинского языка, где приоритеты отдаются письму и
чтению) основными объектами обучения иностранному языку в
неязыковом вузе с акцентом на узнавание содержания слова,
обозначающего какое-либо понятие, определять его этимологию,
выстраивать ассоциативную лингвистическую цепочку: латынь -
иностранный язык - русский язык.
И.А.Зимняя, проанализировав предметные умения, специфичные
при изучении иностранного языка, выделила умения, которые
являются универсальными как для рецептивных видов деятельности,
так и для продуктивных её видов, что является важным для
формирования речевой компетентности студента. Это учебные
умения, которые отрабатываются в учебной деятельности и
составляют её процессуальную основу:
1) осознание заданного предмета мысли;
2) определение цели деятельности;
3) выделение главного и второстепенного в структуре учебной
деятельности;
4) становление порядка следования своих действий;
5) выполнение действий самоконтроля;
6) выполнение действий самооценки;
При формировании предметных умений учебной деятельности 1- 4
оказываются задействованы психофизиологические механизмы, среди
которых главным является осмысление, то есть механизм
установления разного уровня смысловых связей. Данные умения
являются взаимооднозначными, причём, в явной форме. Что касается
учебных умений, связанных с действиями самоконтроля и
самооценки, то эта корреляция не проявляется в столь явной форме
как предыдущие учебные умения. Но всё же опосредованная
взаимозависимость между формированием этих учебных умений и
развитием речевых умений существует.
Для успешного формирования речевой компетентности необходимо
научить студента
контролировать
и
оценивать
свою речевую
деятельность. Овладение студентами действиями контроля и оценки
способствует
осознанию
процессуальной
стороны
речевой
деятельности: рациональному употреблению речевых средств,
этичности высказывания и эстетичному оформлению речи.