6) регуляция тактики высказывания;
7) самооценка и самоконтроль высказывания.
Данный механизм обеспечивает формирование
интеллектуальной
сферы (анализ, синтез, сравнение, конкретность, логичность,
абстрагирование, обобщение) - показатель базового критерия речевой
компетентности - рациональность; адекватное употребление речевых
средств (вербальных, невербальных и паралингвистических) -
показатель содержательного критерия речевой компетентности -
этичность; эмоциональной сферы, обусловливающей выразительность
речи - показатель операционального критерия - эстетичность.
Этот механизм речемыслительной деятельности обеспечивает
построение содержательного произведения речи и работает лишь при
функционировании механизмов восприятия, мышления, памяти. Эти
механизмы обслуживают интеллектуальную сторону говорения и
стимулируют её. Никакое активное говорение не обеспечивает их
развитие, тогда как активное мышление стимулирует речевые
процессы (не тот хорошо думает, кто активно говорит, а тот хорошо
говорит, кто активно думает).
Овладение иностранным языком и развитие интеллектуальной
сферы представляет собой единый процесс, и задача обучению
иноязычной
речи
дополняется
задачей
стимулирования
речемыслительной деятельности в ходе определения понятий,
формулировки суждений, умозаключений, обобщений и других
речемыслительных
операций,
то
есть
последовательности
интеллектуальных актов, что, по сути, составляет познавательный
мотив.
Познавательный мотив связан с профессиональной мотивацией, так
как с помощью языковых дисциплин студенты расширяют свои
профессиональные знания и кругозор. Потребность в получении
новых знаний по специальности становится мотивом речевой
деятельности тогда, когда обучаемые осознают, что языковые
дисциплины есть средство извлечения из литературы на иностранном
языке личностно значимой, профессионально ценной информации.
Практическое использование этой информации в речи вызывает
удовлетворение познавательной потребности и положительно влияет
на отношение студентов к языковым дисциплинам.