Стр. 19 - 2

Упрощенная HTML-версия

В качестве показателя операционального критерия мы выбрали
эстетичность(от греч. aesthesis, чувство, ощущение). Человек устроен
так, что у него есть не только орган, воспринимающий звук, но
собственный источник звука в виде голоса. Звук в виде голоса
субъективно связан с предметами и явлениями окружающего
человека мира и используется человеком для социальных целей.
Звуковой язык человека служит средством обобществления и
объективизации человеческих знаний. Безусловно, что основное
значение имеет смысловое содержание слова, однако, в медицинской
деятельности немалую роль играют музыкальные характеристики
голоса.
Голос, в его музыкальном измерении, наряду с владением словом
(знание значения слова и умение его употреблять адекватно речевой
ситуации) играет важную роль в речевой компетентности
специалиста. От выбора необходимого для конкретной ситуации тона,
во многом зависит положительный настрой пациента, его готовность
идти на контакт. Высота голоса, эмоциональная окрашенность,
интонационное
богатство
составляют
важнейший
элемент
психотерапевтического воздействия на пациента. В содержании речи
и голосе, как в зеркале, отражается человек, его культура, поэтому
врачу особенно необходимо следить не только за тем, что говорить,
но и как говорить. В чётком произношении слов существенную роль
играет интонация, с помощью которой передаются тончайшие
нюансы мыслей и чувств, она не только выявляет, но, иногда,
изменяет значение слов. Врач (провизор), неправильно или без
интонации произносящий слова, говорящий монотонно, бессвязно и
непонятно, встречает большие трудности в реализации лечебной
деятельности. Звуковая речь, чёткая и правильная с точки зрения
фонетики, мелодичная и музыкальная, передавая разнообразные
положительные чувства, свидетельствует об эстетическом освоении
языка и является для врача психотерапевтической ценностью. Всё
вышесказанное можно резюмировать словами Гегеля о том, что в
благозвучии голоса можно с уверенностью распознать красоту души
говорящего, а в грубости его голоса - грубость чувства, ему
присущего.