качестве показателя этого критерия мы предлагаем этичность (от
греч. ethicus, a, um, отражающий характер), определяющую
нормативное и адекватное употребление речевых средств.
Лингвистический фактор формирует механизм речевой деятельности,
который, с одной стороны, включает отношение к какой-либо
ситуации, а с другой - содержит в себе эмоциональный компонент,
влияющий на формирование мотивации.
Система общечеловеческих ценностей, выраженная словами,
обусловливает содержание речи, мотивирует речевую деятельность,
которая начинается с осознания мотива (для чего я это говорю?)
Осознанная мотивация речевого воздействия врача и провизора
выражается в ориентации на пациента, его здоровье и жизнь как на
высшие ценности, составляющие систему ценностей в медицине. Эта
система ценностей порождает в сознании специалиста личностную
систему ценностных мотивов. Весь этот процесс начинается с
понимания и принятия внутрь себя слова, обозначающего то или иное
ценностное понятие, осмысления его, «срастания» с ним (базовый
критерий), а затем проявления его в речи. Именно тогда слово будет
являться ценностью, и иметь исцеляющую силу, т.к. будет отражать
сущность врача. И речь врача не будет страдать многословием, с
обилием слов, ничего не значащих для говорящего, которые
скрывают внутреннюю пустоту. В роли мотивов коллегиального
общения могут выступать обмен и обсуждение информации,
определение диагноза и т.д. Эмоциональные мотивы могут быть
представлены индивидуальным характером общения врача с
пациентом, с его окружением, где практически каждое слово должно
нести в себе эмпатийную составляющую, отражая духовное состояние
врача, а само речевое воздействие в конечном итоге сводится к
изменению отношения пациента к окружающему миру. «Слова
доброго человека – источник жизни» (Притчи 10:11).
Операциональный
критерий
речевой компетентности будущего
специалиста составляют вербальные и невербальные средства (жесты,
мимика), а также паралингвистические характеристики речи
(интонация, темпоритм, диапазон громкости, тембр голоса,
артикуляция),
которые
придают
речи
выразительность,
эмоциональный окрас.