Стр. 17 - 2

Упрощенная HTML-версия

Базовый критерий
определяет общую направленность речевой
деятельности,
ее
соотнесенность
с
основными
целями
профессиональной
деятельности.
Установки,
мотивационно-
ценностные ориентации на знания, умения, навыки и цель речевой
деятельности (что говорю? как говорю? почему именно это говорю?
для кого говорю? с какой целью говорю?) являются исходным и
чрезвычайно важным условием формирования речевого поведения
будущего врача и провизора. Так, ориентация на эмпатию, на диалог с
коллегами, отношение к речи как к самостоятельной ценности, а не
только как к средству добиться чего-либо - все эти базовые
характеристики
личности
выступают
благоприятными
предпосылками формирования и совершенствования личностно-
ориентированного стиля речевого поведения будущего врача и
провизора.
Базовый критерий оценивается по рациональности речи, которую
мы выделили в качестве его показателя. Рациональность (от лат.
rationalitas, atis, f, разумность, построенность на размышлении,
умозаключении) проявляется в осмысленности речи, т.е. адекватности
цели высказывания. Рациональность обусловлена когнитивным
освоением языкового материала и рефлексивным его употреблением в
зависимости от конкретных условий речевой ситуации, регулируя
речевое поведение будущего врача и провизора. Этот показатель
диагностирует формирование речемыслительных способностей
будущего специалиста (аналитичность, синтетичность, сравнение и
различение,
суждение
и
умозаключение,
абстрагирование,
обобщение), лежащих в основе клинического мышления,
представляющего реализацию высшей формы отражательной
деятельности мозга, человеческого познания, мыслительных
операций. Исходя из этимологического значения рациональности –
показателя базового критерия, можно определить характеристики
рациональности: адекватность речевых средств, аналитичность,
синтетичность,
сообразительность,
конкретность,
логичность
высказывания.
Содержательный критерий
включает знание этимологии слова
(греч. etymologia от etymon – истина и logos – слово, учение), его
семантического поля, грамматических и синтаксических структур. В