Стр. 14 - 2

Упрощенная HTML-версия

В этих условиях цель определяет весь процесс установления
взаимоотношений врача (провизора)-пациента, обусловливая его
содержание и организацию.
Цели
речевой
деятельности
провизора
детерминированы
спецификой его деятельности и в целом совпадают с целями речевой
деятельности врача (за исключением некоторых позиций), которые
условно
можно
подразделить
на
прагматические
и
коммуникационные. К прагматическим (цели, направленные на
изменение окружающей действительности) относятся:
1) помощь пациенту (при этом пациент должен чувствовать, что у
специалиста есть желание ему помочь, то есть выражение этого
стремления вербальным способом - определённые слова,
невербальным - жесты, мимика, и паралингвистическим -
интонация, голосовые характеристики);
2) лечение, то есть улучшение состояния здоровья, основанное на
медицинском знании, умении и навыках, на речевых
особенностях поведения, о которых упоминает в своих трудах
ещё Гиппократ. Он пишет, что врачи должны быть в ответах
остроумны и снисходительны, в речи деятельны, вежливы,
пользоваться способностью красноречия, не заводить с людьми
разговоров о многих предметах, а только о необходимых.
Обозначенные цели определяют содержание речи врача (провизора)
при контактах с пациентами. Речь специалиста характеризуется
эвфемизацией, цель которой - избегать коммуникативных конфликтов
и неудач, не создавать у пациента ощущения эмоционального
дискомфорта. В речи специалиста присутствуют определённые слова
и выражения, вербализация которых при общении с пациентом
нежелательна (рак, тема суицида, смерть и т.п.).
Иногда специалист может использовать разговорную лексику
сниженного стиля, чтобы вызвать доверие пациента, создать
атмосферу непринуждённого общения для установления контакта.
Ещё
одна
характеристика
речи
специалиста
при
интерпрофессиональной коммуникации - смягчение информации, то
есть стремление сообщить некоторую информацию, избегая
излишней прямолинейности, что соответствует методу иносказания.