1) стремление назвать предмет, процесс, явление более кратко,
чем в терминологическом языке (фармакология - фарма,
гистология - гиста и т.д.);
2) отсутствие необходимых терминов в той или иной области
профессиональной деятельности. К экстралингвистическим
причинам относятся: 1) ситуации общения;
3) психологический климат и сила традиции в профессиональном
коллективе;
4) такие социальные характеристики говорящих, как должность,
общественное положение и т.д.
Цели речевого воздействия врача (провизора) в процессе
коммуникативных взаимоотношений, лежащих в основе диалога
врача (провизора) и пациента характеризуют
интерпрофессиональную
составляющую.
Цель - одна из центральных, стержневых коммуникативных
категорий. Она, как закон, определяет способ и характер речевой
деятельности человека, выступает системообразующим фактором,
интегратором различных элементов в определенную систему.
Содержание целей во многом определяется условиями их реализации
и средствами, которыми при этом располагают. Цель в значительной
степени детерминирует общий результат, эффективность речевой
деятельности. Неопределенность цели высказывания порождает и
неопределенность выбора речевых средств для его осуществления.
В цели речевой деятельности врача (провизора) можно выделить
три уровня промежуточных целей:
- цели, задающие общее направление речи (для чего говорю?);
- цели определения и обоснования содержания речи (что говорю?);
- цели определения возможностей и условий речи (как говорю? и
кому говорю?).
Отсюда вытекает положение о том, что цель-это промежуточное
звено между речевым актом, отражающим объективные потребности
партнера врача (провизора) по коммуникации и конечным
результатом (доверие специалисту, изменение негативного
мышления и т.д.).