Мы привыкли читать лекции, которые упреждают практические занятия. Это
отработанная методика. В полной ли степени она себя оправдывает – однозначно ответить
трудно. Профессор А.Г. Кнорре всегда читал лекции по гистологии после практических
занятий. В этом случае студенты, по его мнению, уже подготовлены воспринимать
материал на уровне обобщения. Я присутствовал на учебно-методической конференции,
где А.Г. Кнорре доказывал большой аудитории профессоров (в то время Ленинградского
педиатрического института) свою позицию по методике чтения лекций. Оппозиция была
стопроцентная, но и авторитет Кнорре был столь велик, что выступающие все
соглашались с позицией Алексея Георгиевича и даже приводили дополнительные доводы
в пользу подобной практики чтения лекций, но… традиции стягивали профессоров на
старую колею. А.Г. Кнорре читал до конца своей жизни лекции именно так. Они были
интересны, понятны, в них было много обобщений, и лекции в большей степени
оказывались хорошими пособиями в подготовке к экзаменам, они отличались от
материала, изложенного в традиционных учебниках, своей глубиной на уровне
обобщений.
Существуют и другие способы чтения и записи лекций. Именно чтения и записи, ибо
этот процесс совместный для студентов и лектора. Многим помнятся лекции по физике
доцента В.С. Вербанова. Он был кумиром студентов, его лекции с удовольствием
записывали, ставили его манеру чтения в пример, на производственных собраниях
просили и других преподавателей читать также. Василий Степанович читал
эмоционально, по ходу лекции мог пошутить с аудиторией, сделать определенную
разрядку, скорость подачи материала была двойной: вначале он объяснял не для записи, а
потом объявлял: «А теперь запишем» и медленно диктовал. Студенты первого курса были
чрезвычайно довольны: не надо было думать о том, что записывать, а что только слушать
– всё подавалось лектором в калькулированном виде. Если память у студента хорошая, он
вспомнит материал лекции, который остался между записями, а если другая память –
лекционного материала нет, есть только цитаты, выдержки и резюме.
В практике высшей школы манера чтения лекций может быть различной:
традиционная, которой мы и пользуемся, то есть читаем лекции, упреждая практические
занятия; курс лекций читается в отрыве от практических занятий, и материал только будет
востребован на семинарах или экзаменах; курс лекций читается после практических
занятий на более высоком уровне обобщения.
Также существуют и различные точки зрения на запись лекций: студенты слушают
лекции по новому материалу и тут же записывают (традиционная форма); студенты
заранее готовятся к лекциям по учебникам, готовы задать вопросы, выяснить непонятные
элементы материала; наконец, существует и методика, когда студенты только слушают
лектора, а дома, осмыслив материал, кратко конспектируют содержание лекции.
Последняя форма для нашего времени, наверное, полнейшая утопия. Это можно сделать,
если студент слушал всего одну лекцию. Обычно за рабочий день у студента одна-две
лекции одно-два практических занятий, часто по разным дисциплинам. Можно ли
запомнить такой большой объем материала, а затем дома всё воспроизвести? Конечно,
нет!
Читая лекцию, всё время смотришь в зал и следишь за студентами, успевают ли они
записывать. Зал можно и слушать. Полная тишина – идет запись, появляется легкий
шумок – кто-то не успевает записывать, начинает заглядывать к соседу или спрашивать у
него конец фразы, и, повторяя именно концовку фразы, лектор снова добивается рабочей
тишины. Шум в зале усиливается, что может означать или усталость аудитории, или
материал стал менее восприимчивым. Можно (и нужно!) предупреждать аудиторию, что
сегодня на лекции будет излагаться самый трудный раздел, студенты настраиваются,
мобилизуют свой потенциал, и, когда лекция закончена, студенты потом говорят: «Ничего
и трудного не было, всё понятно». Это сработало предупреждение, которое мобилизовало
до максимума внимание слушателей.