Лекцию, говорил А.П.Минаков, нужно строить как художественное произведение. В
ней обязательно должны быть завязка, развитие сюжета, развязка. И это несмотря на то,
что лекцию нельзя рассматривать как законченное произведение, ведь она только часть
курса, его кусок. Тем не менее лекцию нужно строить по определенной эмоциональной
кривой (34). Я хотел бы привести здесь небольшой отрывок из книги «Педагогическое
мастерство ученого» (В.П. Лишевский, 1975).
Большое значение А.П. Минаков придавал режиссуре лекции и домашней репетиции
её. Вот что он говорил по этому поводу.
«Итак, продумано содержание лекции, намечена эмоциональная кривая, разработаны
чертежи, подобраны примеры, выбраны доказательства. Что следует за этим? Теперь
начинается режиссура формы.
Тут трудно сказать, как это делать. Можно сказать, что делать, а как делать – нет
однозначного решения.
Как только вы заготовили в сыром виде всю лекцию, то прежде всего узнайте, в какой
аудитории и на какой доске будете писать. Первое – это режиссура расположения текста
на доске. Нужно знать, какого размера доска, где вы начнёте писать, где начнёте чертить и
т. д.
Второе – тоже очень важная вещь – режиссура входа в аудиторию. Как войти в неё,
если она очень большая? Сейчас дело идет к тому, чтобы аудитории были на 150-200
человек. Как молодому, неопытному (или даже опытному) преподавателю войти в
аудиторию, где сидит масса людей, съехавшихся со всех концов нашего Союза в Москву,
в ВУЗ?
Нужно дома обдумать, как вы войдете, как будете держаться, что скажете. Надо также
знать, как войти на данную лекцию. Это в значительной степени определит её окраску,
тональность. Аудитория – очень точный инструмент, отражающий настроение лектора.
Если преподаватель приходит на лекцию к студентам, которые уже пять-шесть часов
занимались, то он должен дать им отдых, какую-то разрядку, не сразу начинать.
Надо всё продумать до мельчайших подробностей. Можно войти, например, как
Поливанов, который появлялся в аудитории с шумом, ронял книжки; иногда мрачный,
злой. Это был настоящий актер!..
Третий важный момент – режиссура жеста. Надо заранее подумать, нельзя ли помочь
пониманию жестом? Каждую теорему нужно продумать, с точки зрения иллюстрации её
жестом.
Когда жест прорежиссирован, остается решить вопрос об интонации. Она неразрывно
связана с изложением. Нужно решить, какую дать интонацию в каждом месте данной
лекции, где и какое сделать ударение. Интонация очень важна, ведь при помощи её можно
даже дать слушателям отдохнуть прямо во время лекции» (34).
Знаменитый Гаспар Монж был необычайно интересным лектором. Состарившись, он
прекратил чтение лекций, хотя был совершенно бодрый. «Я, - говорит, - не могу
жестикулировать, как раньше, я потерял свой жест». Такое огромное значение придавал
человек жесту, что даже перестал читать лекции!
Еще в начале 60-х годов в нашем институте подавался звонок. Студенты были
приучены к тому, что звонок – сигнал для преподавателя, а не для них. Звенит звонок, и в
дверь входит лектор, студенты уже стоя приветствуют его. Так входили профессор А.П.
Скабичевский, доцент Г.П. Рыхликов, профессор И.Б. Мажбич и многие другие
преподаватели, которые относились к себе и к студентам с уважением. Были и такие,
которых приходилось ждать, выглядывать в коридор, а иногда посылать гонца на кафедру.
И часто – никаких извинений, в лучшем случае - ссылка на транспорт, важную
консультацию или остановку часов. Настрой аудитории потерян, успеха лекции не будет.
Лектор, если он не следит за аудиторией, может и не почувствовать её настроения,
самозабвенно читать для себя или для выполнения учебного плана.