Кожные и венерические болезни читал профессор Борис Антонович Теохаров. Он не
обладал особой дикцией, говорил скороговоркой, мог «чертыхнуться», но его лекции
запомнились. В них было содержание! Да и сам профессор был авторитетным ученым в
области венерологии, имел собственный взгляд на классификацию венерических
болезней, получал приглашения для чтения цикла лекций из-за границы. Он только что
вернулся из Англии, где читал лекции на английском языке, был во многом «неудобным»
человеком, так как имел свой собственный взгляд на многие научные вопросы и особо не
скрывал своих оппозиционных отношений даже к властным структурам.
Лекции по организации и тактике медицинской службы читал полковник Н.Д.
Овченков. Высокий, статный полковник, бывший фронтовик, он читал
малопривлекательный для студентов курс, но читал артистично. Лекции посещали все
студенты, их писали, но, если и не писали, то слушали с большим удовольствием.
Одним из лучших лекторов была Валентина Павловна Бисярина. Она читала курс
детских болезней для студентов лечебно-профилактического факультета. В то время она
уже была автором широко известного рецептурного справочника для педиатров,
нескольких учебников и монографий, изданных совместно с академиком О.Д. Соколовой-
Пономаревой, только что была избрана член-корреспондентом АМН СССР, а вскоре – и
действительным членом АМН СССР, ей было присвоено высокое звание Героя
Социалистического Труда. Её лекции были академичными, всё выдержано до оптимума:
голос, дикция, содержание, постановка фраз… Валентину Павловну иногда замещала
доцент Н.К. Талызина, проработавшая с В.П. Бисяриной не один десяток лет. Тот же
голос, та же интонация, одинаковая постановка предложений. Казалось, что за кафедрой
стоит сама Валентина Павловна Бисярина.
Но лавры лекторского мастерства доставались профессору Марку Петровичу
Вилянскому. Он читал нам курс факультетской хирургии. Белоснежный халат,
медицинский колпак, рубашка, галстук – всё было безупречно. Материал читал
увлеченно, к студенческой аудитории был внимательным, улыбчивым. Запомнились его
лекции по многим проблемам. Лекцию по сосудистой патологии он прочитал дважды: раз
- по плану, второй раз – для представительной делегации профессоров других ВУЗов, в
том числе и из Москвы. Он нас попросил послушать ещё раз, чтобы читать в заполненной
аудитории. Лекция закончилась под аплодисменты студентов. Мы знали, что Марк
Петрович является автором классификации эндартериитов, что эта классификация
приведена в учебнике Н.Н. Еланского со ссылкой на автора. Марк Петрович был автором
перфузионного аппарата, который широко внедрялся в практику сосудистых отделений,
которые впервые открывались в Омске под патронажем профессора Вилянского.
Студенты искренне сожалели и переживали, когда узнали, что М.П. Вилянский уехал в
Тюмень, где только что был открыт медицинский институт.
На лекцию оказывает влияние: читается ли она летом или зимой, в солнечный или
пасмурный день, в большой или маленькой аудитории. Известно, например, что академик
А.Н. Крылов специально ездил смотреть помещение, где ему предстояло выступать.
У Михаила Ивановича Калинина есть прекрасные слова: «Если хочешь владеть
массами, так нужно гореть, если подошел к аудитории и ты сам не волнуешься, тебе
самому хочется спать, несомненно, и аудитория будет соответствовать твоему
настроению».
Каждую лекцию нужно читать «на подъеме». Если уж лектору скучно, что тогда
говорить о студенческой аудитории. Праздничная атмосфера должна царить и в
аудитории, и на кафедре, где стоит лектор. Каждый лектор может вспомнить из своей
практики и плохое настроение перед лекцией, или недомогание, но с первой минуты всё
забывается: видишь студенческие глаза: ждущие, любопытные, прячущиеся,
требовательные, добрые, насмешливые и другие с разными оттенками настроения. И всё
это надо переломить первыми фразами.