Стр. 11 - 2

Упрощенная HTML-версия

бурным ростом студорганизаций и большим объемом общественной работы, улучшением
социального состава студенчества, организацией партийной и комсомольской ячеек.
Третий период охватывает 1925-1928 учебные годы. Характеризуется усилением
академической работы, борьбой за поднятие квалификации, упрощение системы
студенческих организаций, рационализацией академической общественной работы,
стремлением придать общественной работе плановый характер путем включения её в
учебную программу ВУЗа, экономическим укреплением студенчества института (39).
Остановимся на третьем периоде, когда В.П. Говоров поступил на 1-й курс.
Студенчество перед этим раскололось на два лагеря. Лучшая, передовая часть
объединилась вокруг партячейки, совета студенческих организаций (ССО) и профячейки.
Остальная часть вела политику активного или пассивного противодействия. Комячейка в
терминологии этой группы называлась «комищейкой» и отношение к ней было
враждебным. Соотношение сил несколько изменилось после того, когда в
административном порядке были исключены и высланы за пределы Омска 22 бывших
белых офицера. Религиозные настроения студенчества были таковы, что высказывались
взгляды в защиту объединения библейского учения с теорией Дарвина, слово «товарищ»,
как не гармонирующее с духом высшей школы, по мнению некоторых, избегалось,
обращение на «ты» также не было распространено, преобладало на «вы».
Кроме политической чистки в 1923 году, была через год проведена и академическая
чистка, во время которой было исключено около 100 человек, в большинстве случаев лиц
политически чуждых. Как отмечало руководство института: «Борьба со старыми
студенческими настроениями и традициями протекает успешно». Однако, студенчество
увлеклось другой крайностью – общественной работой, которую они ставили главной
задачей дня. Это увлечение зачастую приводило к стремлению расширить существующие
и без того многочисленные организации, что грозило качественным ухудшением работы.
Много переводилось времени на канцелярщину. Составлением всевозможных планов,
проектов, отчетов злоупотребляли. Зачастую производились одни и те же всевозможные
статистические подсчеты разными комиссиями. Особенно злоупотребляли бумажной
волокитой профком и акком (академическая комиссия), дела которых насчитывали
несколько тысяч листов и при которых существовали особые органы учстатбюро с
техническим аппаратом (студентами).
Все это, отвлекая студенчество от непосредственной работы в ВУЗе – учебы, вредно
отражалось на академической успеваемости, которая, особенно у выдающихся
общественников, катастрофически была низка. Создавался новый тип вечного студента –
общественника, по несколько лет сидящего на одном курсе и нагруженного
всевозможными общественно-административными функциями в таких размерах, что для
учения совершенно не оставалось времени.
Политобразование и приобретение организационных навыков ничто без третьего
качества – хорошей специальной подготовки. Поэтому с 1925 года вопросы улучшения и
повышения специальных знаний были поставлены жизнью в повестку дня. Лозунги:
«Поднятие квалификации», «Поднятие академической успеваемости», лозунги
рационализации общественной работы, рационализации учебной жизни – стали
доминирующими.
Я отвлекусь от 1925 года и перенесу свои мысли в 70-е годы, когда теперь уже в
медицинском институте, после смерти профессора В.П. Говорова, что-то подобное
пришло в вузовскую жизнь. Профессор В.М. Ревенко был назначен деканом факультета
общественных профессий, и появился лозунг: «Каждому выпускнику – общественную
профессию». Вот уж правда, что все развивается по спирали. Карусель приобретения
«корочки» общественной профессии завертелась лет на десять. Как всегда оказалась
правой философская категория: «Количество переходит в новое качество». В нашем
случае – в халтуру.