предметов стала низкой, академическая нагрузка – неравномерной. Все эти проблемы
объяснялись и тем, что ежегодно несколько преподавателей находились в научных
командировках. Решение было принято: разделить учебный год на 4 равных подсеместра,
мелкие дисциплины на курсах сконцентрировать по этим подсеместрам, а основные
предметы (анатомия, гистология, физиология и клинические дисциплины) изучать в
течение всего учебного года. Наконец, решился вопрос равномерности учебной нагрузки
и переводы студентов на следующий курс стал проводиться только после полной
ликвидации «хвостов». Правда, это коснулось только первых трех курсов, для старших
курсов только наметилась перспектива борьбы с задолженностью. Некоторые студенты
так привыкали к такой задолженности, что доходили до последнего курса без сдачи
многих дисциплин, прочитанных еще на первом курсе.
Кстати, вопрос «хвостов» был актуальным даже в начале 60-х годов в
медицинском институте. Студент мог иметь задолженность по химии за 1-й семестр, сам
он учился на 4-м или 5-м курсе, беря на измор химиков десятками пересдач. Я учился на
1-м курсе, когда во время практического занятия к нашей группе подсадили студента 5-го
курса, выдали ему экзаменационный билет, по которому он мучительно готовился.
Подойдя к столу преподавателя, доцента Г.П. Рыхликова (заведующего кафедрой), он стал
выпрашивать «маленькую троечку», мотивируя тем, что он двадцать восьмой раз пришел
сдавать экзамен (!), на что Герасим Петрович невозмутимо, нараспев, заметил: «Так и
запишем – выпрашивал», выводя при этом жирно в тетради очередную двойку. И только с
приходом на пост ректора доцента Л.Г. Макарова эта «практика» была прекращена.
В.П. Говоров, будучи студентом, большой интерес проявлял к производственной
практике. Сибирский ветеринарный институт держал самую тесную связь с
ветеринарными производственными учреждениями Сибири и, как детище сибирских
организаций, институт принимал живое участие в восстановлении и развитии сельского
хозяйства в Сибири. Вначале производственная практика была хаотичной по времени, но
стала строго регламентированной в 4 месяца для всех студентов, перешедших на 5-й курс.
* * *
Для современного читателя представляет несомненный интерес, как жило студенчество
того периода. Известно, что развитие идет по спирали, поэтому мы можем подойти
критически к истории, рассказанной в этой книге, попробовать натянуть «личину» того
времени на наши дни. Кой-какие параллели развития общества читатель может отыскать.
Октябрьская революция произвела коренную ломку политико-экономического строя,
создала новые формы общественных взаимоотношений. ВУЗы, придерживаясь старых
традиционных взглядов аполитичности науки и высшей школы, сохранили весь прежний
традиционный уклад жизни.
Рост ВУЗов шел за счет антисоветски-настроенной интеллигенции и буржуазии. Рост за
счет пролетарских масс был ничтожен. В этот период были даже случаи раскрытия
контрреволюционных заговоров в стенах ВУЗов. После окончания гражданской войны
правительство обратило внимание на высшие учебные заведения. Их стали
советизировать. В соответствии с этим, историю студорганизаций Омского ветеринарного
института можно разделить на три периода.
Первый период, по мнению авторов, охватывает 1918-1922 учебные годы. Он
характеризовался антисоветским настроением студенчества, большим наличием классово-
чуждых элементов, отсутствием политико-воспитательной работы студорганизаций,
тяжелым экономическим положением студенчества и трудностью учебы в условиях
разрухи и необорудованности института.
Второй период охватывает 1922-1925 учебные годы. Он отличался борьбой за
завоевание студорганизаций, объединением студенчества под знаменем профсоюза,