Стр. 9 - 2

Упрощенная HTML-версия

терапия, акушерство и болезни молодняка), профессор С.А. Грюнер (оленеводство),
профессор С.Д. Лавров (зоология). Ряд кафедр возглавляли доценты, квалификацию
которых трудно было оспорить. Профессорско-преподавательский коллектив института
представлял в основном известные в России казанские и томские школы.
Одним из достижений института в этот период необходимо считать переход к плановой
работе, прием студентов производился на основании особых правил приема, а испытания
– по особым утвержденным программам по русскому языку (устно и письменно),
математике (устно и письменно), физике и обществоведению.
Экономическое положение студенчества, особенно его пролетарской части, было очень
тяжелое. Многие студенты почти голодали. Небольшой паек, многочисленные побочные
заработки обеспечивали лишь полуголодное существование. Это замечательно подметил в
своем стихотворении к 85-летнему юбилею института профессор В.П. Маталасов:
В заплатах рваные колени,
На всех – осьмушка табака,
В буржуйке писк сырых поленьев,
Слюны голодной тошнота.
Учились и ошеломляли
Видавших виды докторов,
Высокомерием встречавших
Таких, как мы, учеников.
* * *
Поступив на 1-й курс в 1925 году, В.П. Говоров встретился с «революционной»
методикой преподавания. «Мы, представители ВУЗов, техникумов и партшкол, после
выявления своих взглядов путем прений, утверждаем, что лекционный метод
пролетарской школы не удовлетворяет запросов студенчества, не включает в себе
возможностей творческой самодеятельности студентов, который не ограничивается
простым усвоением преподносимого ему материала. Лекции являются остатком
пережитого прежнего строя абсолютизма и отстоят от принципа коллективизации и
общественного творчества так же далеко, как профессор от студента при лекционной
системе» (43).
Позже, спустя годы, будучи профессором, Викентий Павлович комментировал
подобную методику с обычным, присущим ему юмором, во время своих лекций, давая
передышку аудитории: «Наиболее популярным вариантом в качестве нового метода был
метод лабораторно-семинарский. Некоторые преподаватели испробовали его, но он
вылился в уродливую форму. Так, профессор читал вступительную лекцию в дисциплину,
дальше студенты самостоятельно прорабатывали предмет, в конце профессор уже делал
обобщающую лекцию. Такой метод, в конце концов, свелся к ничегонеделанию и со
стороны профессора, и со стороны студентов. Институтские организации скоро
спохватились и прекратили это конфузное явление». В конце такого комментария
следовал вопрос: «Ну, а вы бы согласились на такую методу преподавания?» Добавляя
при этом: «А вот преподаватели, пожалуй, согласились бы».
Занимался В.П. Говоров с большим интересом. Учеба – это был труд, а трудиться
Говоров умел. Это было семейной чертой. Да и подвести старшего брата, который был
авторитетным среди студентов преподавателем, он не мог. Все дисциплины ему давались
легко, оставалось время и на общественную работу, и на спорт.
На младших курсах острой была проблема «концентрации предметов», что было
связано с многопредметностью и приурочиванию окончания большинства предметов к
весне, искусственному расчленению некоторых дисциплин на два года. Усвояемость