7.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Политическая культура любой страны формируется под воздействием многочисленных
факторов цивилизационного развития общества и государства: природной и социальной
среды обитания, доминирующих форм общения власти и граждан, взаимодействия
ценностных ориентации, национальных традиции, всего того, что составляет
культурно-
исторический опыт данного национального государственного образования. Культурно-
исторический опыт России настолько противоречив, что отнести ее политическую культуру к
одному из вышеописанных типов крайне затруднительно, потому что она просто не
соответствует этим «идеальным типам». Тем не менее в политической культуре России
политологи выделяют определенные доминанты.
Одной из таких доминант является
подданническая политическая культура,
характеризующаяся односторонней зависимостью личности от власти, привычкой
подчиняться ей и ожидать решения всех своих проблем с се помощью. Основы
подданнической политической культуры были заложены на заре формирования российской
государственности под влиянием Византии, в процессе принятия и распространения
христианства в виде православия. Православие идеологически закрепляло подданнические
ценностные ориентации. Власть великого князя обрела божественный характер и
абсолютную легитимность через божественное право. В Византии же были заимствованы
принципы и механизмы практической реализации отношений господства и подчинения
между властью и населением, характерные для подданнической культуры. Эти принципы
получили свое развитие на основе знакомства с опытом организации государства у татаро-
монгольских племен и утвердились в качестве фундаментальных поведенческих стереотипов
в период завершения образования централизованного Российского государства при Иване
Грозном.
Доминирование подданнической политической культуры было обусловлено также
географическими особенностями Российского государства, защита протяженных границ
которого была возможна только при условии концентрации политического и военного
могущества. Поэтому на протяжении столетий центр власти - монарх, сильное государство
обеспечивали единство и целостность российского общества, его функционирование и
развитие.
Подданническая
политическая
культура
сформировала
устойчивые
образцы
политического повеления россиян, которые в различных модификациях прошли через всю
нашу историю и сохраняют свою актуальность и сегодня. На эти образцы поведения
накладывались ценности, установки патриархальной политической культуры. Сложился
симбиоз подданнической и патриархальной культур, породивший в российском обществе
авторитарно-патриархальную политическую культуру
.
Для нее характерен подход к
обществу как к единой, большой семье во главе с «отцом». На Руси издавна в народе
властителя называли «царь-батюшка», его подданных — «отроками» (детьми), социально не
защищенных людей — «сиротами», а изгоев общества — «гулящими людьми», т. е.
отщепенцами большой семьи. Традиционный авторитарный правитель в этой культуре
находился как бы в системе родства, и эти отношения регламентировались
соответствующими ценностными ориентациями и нормами. На внутреннюю, органическую
связь подданнической и патриархальной культуры истории России обратил внимание видный
русский историк И. Е. Забелин (1820—1908-09 гг ). В своем исследовании «Домашний быт
русских цариц в XVI—XVII. вв.» он писал о том, что «от родного корня пошла наша
внутренняя нравственная жизнь. От корня произошли все ее формы, не исключая даже
государственную. Вот почему в нашем рабстве, в его существе постоянно скрывалось какое-