Стр. 100 - 2

Упрощенная HTML-версия

то родственное благодушие, смягчавшее даже силу крепостных отношений так, что раб и
холоп становились у нас детьми, чадами дома...».
Важнейшей особенностью политической культуры России является то, что большинство
ее населения ориентируется на ценности коммунитаризма и корпоративизма: коллективизм,
«соборность», взаимопомощь, социальное равенство и т. п. Эти ценностные ориентации
сложились в русской общине, бывшей на протяжении всей российской истории основой
социальной организации жизни. Однако доминирование авторитарно-патриархальной
культуры не объясняет многих событий российской политической истории. Это становится
возможным при условии выделения в российской политической культуре
субкультуры
(культуры группы, слоя и т. п.), базирующейся на ценностях свободы. Известный русский
ученый Д. С. Лихачев (1906 - 1999 гг.) в статье «О национальном характере русских»
отмечает две главные черты: преданность идее свободы и максимализм, стремление во всем
доходить до крайности, до пределов возможного. История показывает, что освоение
громадных российских просторов происходило не только за счет сильной государственной
власти, но и силами беглых крестьян, бежавших от своих господ в поисках «воли». На базе
вольнолюбия русских людей сформировался мощный социально-культурный слой - русское
казачество, со своей самобытной субкультурой, в которой ценности свободы тесно
переплетались с ценностями корпоративизма и демократии (казачье самоуправление). Наряду
с этими ценностными ориентациями в России существовала субкультура, опиравшаяся на
либеральные ценности: свободу, индивидуализм, права человека, плюрализм, пришедшие с
Запада благодаря реформам Петра I. Ее носителями была немногочисленная российская
интеллигенция и узкая прослойка правящего класса.
Социально-классовая структура российского общества на протяжении всей своей истории
сопровождается этнической и конфессиональной дифференциацией, что находит отражение в
существовании многочисленных этноконфессиональных субкультур, накладывающих свой
отпечаток и на политическую культуру народов. Поэтому политическая культура
российского общества носит фрагментарный характер.
Наличие различных и зачастую противоположных ценностных ориентации,
существующих у разных социальных групп, обусловливает
конфликтный характер
политической культуры России, конфронтационные отношения между ее носителями. При
общей низкой политической культуре населения России противоположные ценностные
ориентаций были причинами острой, а порою и жестокой политической борьбы. Именно
поэтому страну так часто сотрясали бунты, восстания, революции,
Многовековой исторический опыт развития России сформировал ценности, нормы и
устойчивые образцы политического поведения, опирающиеся на вышеназванные
особенности российской политической культуры. Однако для того, чтобы понять, какова
политическая культура современного российского общества, следует обратиться к анализу
недалекого прошлого, тех ценностей, норм и образцов политического поведения, которые
оказывают на современность непосредственное влияние. Речь идет о политической культуре
наших дедов, отцов и тех, кто продолжает политическое участие и влияет на ход
политического процесса в наше время.
По мнению большинства российских политологов, политическая культура советского
общества была модификацией традиционной российской политической культуры. Ей также
были присущи доминирование подданничества, авторитаризм, коммунизм, корпоративизм,
фрагментарность. Сохранение в советское время общественных статусов политического
поведения подданничества было обусловлено рядом причин. Прежде всего необходимостью
преодоления социально-экономической и культурной отсталости Советской России,
возможной только через усиление интегрирующей и мобилизующей роли государства.