Стр. 101 - 2

Упрощенная HTML-версия

На усиление подданнических сторон российской политической культуры значительное
влияние оказало уничтожение советской властью тех социальных слоев, которые
традиционно ориентировались на ценности либерализма: предпринимателей, купцов,
казачества, интеллигенции.
Политическая власть в СССР всемерно опиралась на ценности корпоративизма,
пропагандируя авторитет коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными
запросами и потребностями. Развитию этих качеств в значительной степени способствовала
государственная (общенародная) и кооперативно-колхозная формы собственности,
господствовавшие в экономике страны. Корпоративизм тесно сочетался с подданничеством,
ибо абсолютное доминирование государственной формы собственности ставило население в
исключительную зависимость от распорядителей этой собственности — политической элиты.
А те или иные проявления социально-экономической политики в пользу граждан (бесплатное
образование, медицинское обслуживание, повышение зарплаты, снижение цен на товары
первой необходимости и т. п.) воспринимались как забота партии и правительства о
населении. Исследователи отмечают, что экономическая, техническая и культурная
отсталость советского общества в совокупности с доминирующими у большинства людей
патриархальными отношениями, образом жизни сформировали специфические черты
подданничества советского типа: почитание вождей, благодарность власти за заботу,
конформизм, потребность в постоянном руководстве и т. п.
В СССР как многонациональном государстве существовало множество субкультур, и в
какой-то мере политическая культура носила фрагментарный характер. Но сильное давление
государственной власти на национальные образования, борьба с религией, постановка
деятельности религиозных объединений — церквей под контроль государства не позволили
этноконфессиональным различиям и противоречиям перерасти в политические
противоречия. Главным было то, что в Советском Союзе реально существовало морально-
политическое единство народа, основанное на общепринятых ценностях, идеалах, которые
объединяли абсолютное большинство людей и помогали сглаживать все проблемы и
противоречия. В СССР действовала довольно четкая и достаточно эффективная система
политической социализации, институты которой осуществляли процесс внедрения в сознание
населения коммунистических идеалов, начиная с детского сада и заканчивая преклонным
возрастом.
В начале 90-х годов XX в. в результате политики перестройки Советский Союз распался, и
в России изменилась политическая система. Как это отразилось на политической культуре
населения? Здесь исследователи отмечают ряд противоположных тенденций. Во-первых, в
результате разгосударствления и приватизации сложился новый класс собственников,
который стремился навязать населению ценности либерализма: свободу, частную
собственность, индивидуализм, конкуренцию и т. д. Происходящие в России социально-
экономические преобразования в какой-то мере способствуют изменению типа политической
ориентации в сторону либерализма. Формирование рыночных отношений, самостоятельность
хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и социальных интересов
создают благоприятные условия для укоренения ценностей, норм и образцов политической
культуры либерально-демократического типа.
Во-вторых, объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только
предполагают тенденцию к складыванию многообразия субкультур, но жестко предписывать
их не могут. Как показывает практика, изменение типа политической культуры происходит
крайне медленно. В российском обществе продолжает доминировать подданническая
политическая культура с ценностями авторитаризма, корпоративизма и фрагментарностью.
Российские граждане продолжают ждать от государства заботы об их интересах, они не