приемлют происходящую глубокую дифференциацию общества, воспринимая социальное
неравенство как несправедливость.
В-третьих, сохраняется персонализированное восприятие власти. В условиях резкого
ухудшения своего экономического положения, роста социальных конфликтов, угрозы личной
безопасности большинство граждан обращается к поискам харизматического лидера,
«спасителя Отечества», способного вывести страну из кризиса. Таким образом, в
современной России имеет место глубокий конфликт между ценностными ориентациями
правящей элиты и большинством граждан.
7.4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Воспроизводство и развитие политической культуры осуществляются через усвоение и
поддержание людьми языка, ценностей, норм, образцов поведения в процессе политической
социализации, на основе которой происходит формирование социальных качеств, свойств,
знаний и умений. Благодаря им индивид становится дееспособным участником
политического процесса. Иначе говоря,
политическая социализация — это процесс
становления индивида как субъекта политики, формирование у него качеств и свойств,
позволяющих адаптироваться к данной политической системе
и выполнять определенные
функции. По своему содержанию политическая социализация, как и всякая социализация, —
это двусторонний процесс. С одной стороны, это процесс передачи накопленного социально-
политического опыта, символов, ценностей, норм и образцов поведения новому поколению, а
с другой,— их освоение индивидом,
интериоризация
.
Под интериоризацией понимается
переход высших по своей форме процессов общественно-политической жизни во внутренние
процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию:
обобщаются, вербализируются, становятся способными к дальнейшему развитию.
Одна из главных проблем в этой сфере знания: как правильно организовать процесс
социализации, от активности какой стороны этого процесса (общества или индивида) зависят
ее итоги. В американской науке долгое время господствовала концепция социализации,
основанная на учении бихевиоризма. Согласно этой концепции главной целью политической
социализации считалось создание у индивида политической установки на существующую
политическую систему. Личность представлялась как пассивный субъект воздействия
политической системы, как резервуар, содержание которого заполняется предписаниями
властных структур.
В рамках этого подхода развивалась теория «политической поддержки» Д. Истона и Дж.
Дениса. Эти авторы полагали, чти силовыми методами добиться принятия политических
ценностей невозможно. По их мнению, необходимо чтобы
сама политическая система
задавала психологическую установку на
добровольность принятия норм и ценностей
господствующей в обществе политической культуры. С этой целью следует поддерживать
веру индивидов в легитимность и законность власти. Положительная установка индивидов на
политическую систему формируется под воздействием агентов и институтов социализации.
Данная концепция удобна для политической власти, поскольку в ней предполагается
возможность целенаправленного воздействия и контроля за процессом социализации и
формированием субъектов с заранее заданными характеристиками.
Наука и практика показали, что добиться такого эффекта можно только в тоталитарных
государствах, где система воспитания и образования с самого раннего возраста находится под
контролем государства. В странах с демократической политической культурой процесс
политической социализации протекает более сложно. В этих странах сохраняется
автономность субъекта социализации и этот субъект осваивает политический опыт, ценности