Стр. 97 - 2

Упрощенная HTML-версия

Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью, низким
уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании
конфликтов, доверием в политических отношениях социальныx групп, лояльностью по
отношению к существующему режиму.
Политическую культуру можно классифицировать по отношению к социальному
прогрессу (прогрессивная — реакционная, динамичная — застойная, оптимистическая —
пессимистическая, рациональная — иррациональная); по отношению к демократии
(эгалитарная — элитарная, централизованная — децентрализованная, народовластная,
авторитарная,
тоталитарная);
с
точки
зрения
международных
отношений
(интернационалистическая,
националистическая,
шовинистическая,
миролюбивая,
милитаристская и т. д.) С точки зрения масштабов и (или) характера влияния политической
культуры на общество в целом или на политическую власть ее можно квалифицировать как
господствующую и маргинальную, ортодоксальную и альтернативную.
Научный подход к феномену политической культуры позволяет сконструировать ее
базовую типологическую модель, основанную на делении по уровню общественного
развития. В политической области этот уровень проявляется в типе существующих
отношений между гражданским обществом и политической системой. Деление по этому
показателю позволяет выделить следующую структуру:
а) архаическая политическая культура,
в которой отсутствует дистанция между
обществом и государством, отмечается высокий уровень коллективизма, активности
индивида при решении общих, в том числе и политических проблем;
б) элитарная политическая культура,
характеризующаяся углублением дистанции между
гражданским обществом и государством, ослаблением чувства коллективизма, отстранением
части общества от решения политических задач, низким уровнем политической активности;
в) представительская политическая культура
характеризуется возникновением
опосредованных форм связи между гражданским обществом и государством, сочетанием
индивидуалистских и коллективистских форм поведения, более высокой, чем при элитарной
политической культуре, степенью политизации общества;
г) политическая культура высокой гражданственности,
в которой нет дистанции между
гражданским обществом и политической системой, отмечается постоянная активность во
всех сферах общественной жизни. Она требует от каждого члена общества
самостоятельности и ответственности, определенной политической компетентности и
развитого самосознания, но главное — относительно высокого уровня нравственности.
Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой
цивилизованного устройства особых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции
которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических
культур.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной организации власти в
Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих
вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.
Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде
всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций
коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского
общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской,
конфуцианской и индо-буддийской культур.
Наиболее существенные различия этих ценностных ориентации граждан в политической
жизни общества проявляются в следующем: если на Западе существует убежденность в том,
что власть основана на физическом или духовном превосходстве одного человека над
другим, то на Востоке она имеет божественное происхождение; если на Западе индивид