На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество
типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения
граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также
иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических,
политических, духовных, экономических и прочих факторов.
В основании типологии политических культур могут лежать различные критерии,
отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем, стран, регионов,
типов ориентации граждан в политической игре (в частности, моралистских, индивидуальных
или традиционных), открытость или закрытость политических ценностей к инокультурным
контактам, внутреннюю целостность культурных компонентов, идеологического различия.
Особую известность в науке получила классификация политической культуры,
предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963).
Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических
систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа
политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на традиционные
местные ценности: ценности клана, племени, рода и может проявляться в форме местного
патриотизма, семейственности. Индивиды мало интересуются политикой, им свойственна
политическая наивность. Политические взгляды носителей этой культуры растворяются в
религиозных и социальных стереотипах и традициях. Данный тип культуры характерен для
молодых независимых государств, в которых идет процесс становления политической
системы, а политическая культура представляет собой смешение местных субкультур.
Подданническая политическая культура базируется на основополагающей ценности
подчинения власти и предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к
политической системе. Носители этого типа культуры также ориентируются на традиции, но
делают свой выбор сознательно. Подчиняясь власти, они считают, что власть обязана решать
все их насущные проблемы, ожидая от нее социальных гарантий, пособий и т.д.
Активистская политическая культура или культура участия характеризуется отчетливой
ориентацией гражданина быть субъектом политической жизни. Отличительные признаки
этой культуры – активность, вовлеченность, рациональность. Граждане стремятся
воздействовать на политику, направлять деятельность политической власти с помощью
законных средств: выборов, демонстраций и т.п. Но, по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, в
истории различных обществ преобладают смешанные типы политической культуры:
патриархально-подданническая, подданнически-активистская и патриархально-активистская.
Причем самой оптимальной, с точки зрения стабильности функционирования политического
режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают
подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике
(подданнически-активистская).
Американский политолог Розенбаум различает
фрагментарную и интегрированную
политическую культуру.
Отличительным признаком фрагментарной политической
культуры является отсутствие в обществе согласия относительно политического устройства
страны. В ее основе лежит резкая социальная разобщенность общества. Для нее характерно
отсутствие единой системы общенациональных ценностей; отсутствие общепризнанных
эффективных процедур улаживания социальных конфликтов, а также отсутствие доверия
между отдельными группами общества и нестабильность правительства. Характерными
примерами функционирования фрагментарного типа политической культуры является
политическая жизнь Италии после второй мировой войны, Франции - середины XX века и
России —конца XX столетия.