мистический оттенок, но это не имеет по ходу дела никакого отношения к харизматической
структуре...». «Больше всего возможность для развертывания «харизмы» существует в
революционные эпохи, когда старые авторитеты ниспровергаются, а новые лишь начинают
создаваться в благоприятной для этого обстановке».
Пока носитель харизмы не завоевал доверия массы своей деятельностью, а не чудесами, он
тщетно будет требовать от этих масс «послушания в силу своего признания». Только когда
он добьется своей деятельностью того, чтобы за ним пошли массы, только тогда он может
потребовать послушания от отдельных личностей. «Однако ему никогда не удастся
подчинить себе массу против ее воли без аппарата господства... » 4 .
Следует заметить, что в современной зарубежной политологической литературе
распространена именно эта трактовка «харизмы», разработанная К. Каутским.
Необходимость в харизматическом лидере обычно проявляется в период социальных
кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в состоянии адекватно
реагировать на изменившиеся условия и принимают стандартные решения. Кризисные
явления создают острую, неустойчивую обстановку, которая порождает в общественном
сознании надежду на некое чудо, способное разом решить накопившиеся проблемы. В этих
условиях знания и рационально обоснованные ориентации начинают заменяться верой.
Кризис административно-командной системы в конце 80 — начале 90-х годов ХХ в. в СССР
вызывал к жизни целую плеяду лидеров этого типа. Люди верили, что лидеры имеют особые
качества, дающие способность решить наболевшие общественные проблемы. Ho по
истечении необходимого промежутка времени их ждало серьезное разочарование. В
большинстве стран бывшего социалистического содружества рядовые граждане отвернулись
от своих былых «кумиров».
Независимо oт концепций лидерства в реальной жизни политические лидеры призваны
выполнять определенные функции. Американский политолог Р. Такер выделяет три функции
политического лидера.
1. Диагностическая функция,
которая сводится к постановке диагноза, когда лидер изучает
ситуацию, оценивает ее, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные
тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Такер отмечает, что в своей
деятельности лидер может опираться на помощников, советников, экспертов, но оценку он
дает сам, он сам ставит диагноз ситуации.
2. Директивная функция,
т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы,
что и как конкретно следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную
общественную проблему.
3. Мобилизующая функция,
состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и
достижение поставленных целей.
В политологической литературе выделяется также коммуникативная, интегративная
функция и функция легитимизации строя.
Коммуникативная
функция предполагает
отражение всего спектра потребностей людей и их интересов в политических манифестах и
программах политических лидеров и в их практической деятельности. Политический лидер
выступает как своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель
жизненных интересов, стремлений людей. В своей практической деятельности он должен
обеспечивать коммуникацию власти и масс, упрочение каналов политической и
эмоциональной связи и тем самым предотвращать отчуждение граждан от политического
руководства.
Интегративная
функция направлена на поддержание целостности и стабильного
общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает усилия по сплочению всех
социальных слоев общества, обеспечение политического союза различных политических сил.