Стр. 88 - 2

Упрощенная HTML-версия

Легитимизации строя
. Эта функция присуща в основном лидерам тоталитарных и
авторитарных государств, когда политический режим не может найти своего оправдания в
исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать
его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными,
пророческими способностями и в большей или меньшей степени обожествляются. Так
случилось в России, когда большевики безжалостно уничтожали многовековые традиции и
узаконивали свои действия гипертрофированным авторитетом Ленина, Сталина, наделяя их
чертами земных божеств и усиленно насаждая их культ личности.
Культ личности — это максимально завышенная оценка функций и роли политического
лидера, представляющая собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека.
По своей сути - это воскрешение языческого идолопоклонства и, в частности, таких его
атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-
политические ритуалы и т. п. Наиболее часто культ личности встречается в тоталитарном
или авторитарном государстве. Его идейные истоки лежат в идеологии, претендующей на
истину в последней инстанции. «Отцы» такой единственно верной идеологии наделяются
качествами ясновидцев и пророков, тем более, что питательной средой служат
патриархальная и подданическая политическая культура, исходящая из веры в «доброго царя-
батюшку» или руководителя. Однако непосредственной причиной культа личности является
концентрация власти в руках одного человека, а также тоталитарная, ничем не ограниченная
личная зависимость всех нижестоящих от благосклонности начальства. Этим определяется и
поступление на работу, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного
рода санкции к непослушным. В массовом сознании все это порождает веру во
всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.
Американский политолог М. Херман характеризует содержание функций политического
лидерства через соответствующие образы-модели.
Образ первый.
Лидер — «знаменосец», которого отличает собственное видение
действительности. Яркими представителями такого лидерства были Ленин, Мартин Лютер
Кинг, Хомейни.
Образ второй.
Лидер — «служитель». Это деятель, котоpый руководствуется желаниями
и интересами своих приверженцев, действуя от их
имени. Сегодня у нас такими лидерами
могут быть названы Г. Зюганов, Н. Рыжков и другие.
Образ третий.
Лидер — «торговец». Для него характерна способность привлекательно
преподнести свои идеи, планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить эти
идеи и увлечь массы на их осуществление».
Образ четвертый.
Лидер — «пожарный». Он сориентирован на самые актуальные жгучие
общественные проблемы, требования момента. Его действия всегда определяются
конкретной ситуацией.
В деятельности реальных политиков проявляют себя разные стороны образов-моделей
политического лидерства. Например, едва ли не каждый современный политик стремится
быть лидером — «знаменосцем», и в то же время он не будет возражать, если его воспримут
в качестве «служителя».
Литература
1.
Ашин Г. Г. Правящая элита общества. // Свободная мысль. - 1998. № 7.С
.
45
2.
Ленин В.И. Полн. Собр. Cоч. Т. 41. C. 24.
3.
Вебер М. Избранные произведения. М. 1990. С. 690.
4.
Каутский К. Государство и развитие человечества. Материалистическое понимание
истории. М.1993.С.479,481.