Стр. 86 - 2

Упрощенная HTML-версия

6.7. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Существует ряд классификаций политического лидерства, среди них можно выделить
следующие:
l. Деление всех лидеров на
обычных и великих.
Обычные, как правило, не оставляют
сколько-нибудь заметного личного следа в истории, не изменяют существующего хода
событий. Например, Павел I и К. У. Черненко в России.
Великие лидеры имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней
свои замыслы, сопровождающиеся большими социальными, политическими потрясениями и
переменами. Например, Петр Великий, Екатерина II. Иван Грозный и т. п.
2. Деление лидерства на
авторитарное и демократическое
в зависимости от
отношения руководителя и подчиненных. Авторитарное лидерство предполагает
единоличное принятие решений, воздействие на подчиненных на ocнoвe угрозы применения
силы, т. е. на чувстве страха. Демократическое же лидерство стремится к учету
руководителем интересов и мнений всех членов общества или организации, привлекая их к
участию в управлении.
3. В зависимости от способов легитимации власти лидеров подразделяют на
традиционных
(например, вожди племён, монархи и т. п.), авторитет которых основан на
традиции, обычае;
рационально-легальных
или рутинных (это те лидеры, которые избраны
народом);
харизматических,
наделенных, по мнению масс, особой благодатью,
выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается
из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи.
Нередко индивидуальные качества лидера играют второстепенную роль в формировании его
харизмы. Такими лидерами были Ленин, Сталин, Фидель Кастро, Ким Ир Сен, Мао Цзе Дун.
Данная классификация лидерства весьма проста и удобна, хотя и ограничена в
применении. Если в основе первого типа лидерства лежит привычка, в основе второго -
разум, то в основе третьего — эмоции.
Феномен харизмы анализировался М. Вебером и К. Каутским. М
.
Вебер разработал
социально-психологический аспект. Харизма, по Веберу, — лидер-полубог, пророк, великий
мессия. Отношение масс к нему приобретает эмоционально-мистическое содержание,
характеризующееся слепой верой, бездумным следованием за ним. Такой тип связи масс с
харизматическим вождем присущ тоталитарным режимам.
К. Каутский (1854 — 1938 гг.) — лидер немецкой социал-демократии — предложил
существенно отличный анализ харизмы. В своей работе «Государство и развитие
человечества» он посвящает этой проблеме целую главу «Харизма», в которой акцентируется
внимание на том, как политик достигает такого положения в системе власти, когда его
влияние и власть постоянно растут, и, наоборот, при каких обстоятельствах это влияние и
власть падают. К. Каутский критикует веберовскую трактовку, вносящую в содержание
понятия «харизма», «мистический привкус». Вебер, по мнению Каутского, вкладывает в это
понятие необычайные качества личности, прежде всего связанные с их магическими
свойствами, как «у пророков, лекарей, мудрецов-праведников...». Он говорит о
необыкновенных диктаторах, которые являются или полубогами, или шарлатанами». К.
Каутский подчеркивает, что весь «вопрос о харизме сводится к следующему: при
демократии, как при первобытной и античной, так и современной, люди достигают
руководящих постов лишь благодаря доверию своих сограждан, следовательно, благодаря
тому, что они в определенных, важных с общественной точки зрения областях возвышаются
над средним уровнем. Все это при известных условиях может иметь неизвестный