В процессе формирования отношений лидер - конституенты особенно велика роль
активистов, которые весьма точно оценивают личные качества и возможности лидера,
организуют его предвыборные кампании, создают его имидж, т.е.
«делают» лидера. Через
конституентов на политику проецируется политическая культура, господствующая в
обществе, ценностные ориентации, главное, - ожидания избирателей. Успех политическому
лидеру может быть обеспечен лишь в случае совпадения eгo имиджа с ожиданиями
большинства народа. История многих народов, в том числе и современной России,
свидетельствует, что иногда действия политических лидеров идут вразрез с их
предвыборным имиджем, интересами и чаяниями тех социальных слоев, которые привели их
к власти. Яркий пример тому — политическая деятельность реформаторов России конце ХХ
века.
Однозначно объяснить причины, порождающие сущность политического лидерства,
достаточно сложно. Прояснить его субъективные механизмы помогают
психологические
теории.
Психоаналитики, например, исходят из того, что многие люди, выполняющие
руководящие роли, благодаря этому преодолевают или подавляют в себе определенные
комплексы неполноценности. Согласно учению А. Адлера (1870 — 1937 гг.), который был
учеником и последователем известного психолога 3.Фрейда (1856 — 1939 гг.), индивид из-за
дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или
малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он
актуализирует свои творческие способности. Этот процесс А. Адлер называет компенсацией
или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая форма социальной реакции на
чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций,
организаций, социальных групп и т. п. Так замечательная карьера Наполеона на основе этой
теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический
недостаток — низкий рост. Иными словами, обладание властью психологически
компенсирует чувства ущербности личности.
Значительный вклад в развитие психоанализа внесли ученые Франкфуртской школы
Эрих
Фромм (1900 — 1980 гг.), Теодор Адорно (1903 — 1969 гг.) и др. Они выделили тип
личности, стремящийся к власти и предрасположенный к авторитаризму. Такая личность
формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые неврозы и
стремление человека убежать от всего этого в атмосферу порядка, пусть даже этот порядок
обеспечивается через государство и подчинение.
Обладание безграничной властью над другими людьми доставляет такому человеку
особенное наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма, но одновременно
авторитарная личность имеет и мазохистские черты — при столкновении с более сильной
личностью она восхищается ею и преклоняется перед ней. Слабость же других вызывает
презрение и желание унизить. Психоаналитики считают, что такой личностью руководят
прежде всего эмоции, она не терпит равенства и демократии. Психоаналитические
исследования ХХ века позволили расширить представления о внутренних побуждениях
стремления к лидерству, хотя имеют место и другие типы психологического отношения,
например, игровой, инструментальный и др.
Попытку осуществить комплексное исследование феномена лидерства делает
интерактивный анализ,
учитывающий четыре главных черты лидера: задачи, которые он
призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия,
механизм взаимоотношений лидера и его конституентов. Но все же ученые отмечают, что
создать универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно из-за
многообразия его проявлений, функций, зависимости от исторических эпох, типов
политических систем, режимов, особенностей лидеров и их конституентов и многое другое.