деятельности (лидерство) и,
в-третьих
, политический институт, т. е. механизм
функционирования лидерства.
Попытки осмыслить этот сложный и важный феномен восходят к глубокой древности.
Уже в трудах античных историков Геродота, Плутарха и других много внимания уделяется
монархам, полководцам как главным творцам истории, являющимся политическими
лидерами. Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. У
него политический лидер — это государь, который сплачивает и представляет все общество и
использует любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего
господства. Макиавелли предлагал практические советы для правителей, искусно
сочетающие в себе хитрость и силу, ложь и обман для укрепления государства.
Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриэль
Тард (1843- l904гг.). Он пытался доказать, что основным законом социальной жизни является
подражание лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному
творчеству, поэтому оно будет стремиться искать и находить того человека, который
отвечает их представлениям и интересам. Тард исходил из того, что единственный источник
прогресса общества — это открытия, сделанные инициативными и оригинальными
личностями.
Принципиально с такими трактовками лидерства расходится марксизм, считающий, что
активность политических лидеров определяется исторической необходимостью и классовыми
интересами. Политический лидер выполняет лишь вспомогательную, служебную роль,
является сознательным и умелым выразителем воли класса. При этом Маркс и Энгельс
предупреждали о возможности отчуждения лидеров от класса, который они представляли, и
необходимости обезопасить его
от собственных чиновников. Ленин и особенно Сталин
предлагали более упрощенное представление о соотношении политических лидеров и масс.
«Массы, — писал Ленин,— делятся на классы, классами руководят обычно... политические
партии…, политические партии в виде общего правила управляются более или менее
устойчивыми группами наиболее авторитетных влиятельных, опытных, выбираемых на
самые ответственные должности лиц, называемых вождями».
Некоторые политологи отрицают роль лидеров, утверждая, что лидеры вообще не имеют
никакого значения. Окружающая среда, общество в целом диктуют поведение лидеров,
влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их
действия с помощью конституций, партии и других механизмов .
Большинство же современных исследователей лидерства не разделяют такой подход,
недооценивающий активность политических лидеров и их автономность, возможность
многообразного воздействия на общество. Феномен лидерства отражается в его
определениях.
В современной науке нет однозначной трактовки лидерства. При общности исходных
позиций говорят о том, что лидерство — это
разновидность власти, особенностью которой
является направление сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает один человек или
группа лиц; лидерство - это управленческий статус, это руководящая должность, связанная с
принятием решений; лидерство — это влияние на других людей силой авторитета; лидер —
это символ социальной общности и образец политического поведения и т. п. Наиболее
значимым является следующее определение политического лидерства:
это постоянное
приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих
властные позиции, на все общество, организацию или группу.
Феномен лидерства заложен в самой природе человека и общества. Последнее
представляет сложно организованную систему, постоянно требующую сознательной
саморегуляции и саморазвития в целях обеспечения жизнедеятельности и функционирования
способности социума.