- элита — это объединение людей, заботящихся прежде всего об общем благе, а не
реализующих свои эгоистические групповые интересы. Элита рекрутируется в основном не
по крови или владению собственностью, а на основе деловой квалификации;
- ведущая роль элиты уподобляется руководству компетентных лидеров над менее опытными
людьми, при этом она отвечает интересам всех граждан; общество должно вести поиск
рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях. Элитарность
вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Для демократического
государства важно обеспечить равенство жизненных шансов. Ценностные представления о
роли элиты в современном обществе преобладают у неоконсерваторов, считающих, что
элитарность совместима с демократией.
Сторонники теории
демократического элитизма
(Р. Даль, С. Липсет, О. Зиглер и др.)
считают, что социальная ценность демократии зависит от качества элиты. По их мнению,
руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но и
служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий
массам политический иррационализм и радикализм.
Сегодня наиболее распространенными являются
концепции плюрализма элит
(О..Штаммер, Д. Рисман, С. Келлер и др.). Согласно им, существует множество элит.
Плюрализм элит определяется общественным разделением труда, многообразием социальной
структуры (профессиональные, религиозные, региональные, демографические элиты).
Конкуренция элит отражает экономическую и социальную конкуренцию в современном
обществе. В основе плюралистической концепции элит лежит важнейшее качество,
определяющее принадлежность к элите, — квалификационная подготовленность к
выполнению функций управления конкретными общественными процессами. С помощью
демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов прессы и т. п.— можно
ограничить или предотвратить сформулированный Михельсом «закон олигархических
тенденций» и держать элиты под влиянием масс.
Идейным антиподом концепции плюрализма элит выступают
леволиберальные теории
элиты
. Ведущий представитель этого направления Ч. Миллс (1916—1962 гг.)исследовал
социальную, ценностную и психологическую характеристики элит, отмечая её однородность
как особой социальной группы. Политическая элита, по Миллсу, имеет единые социальные
корни, обладает четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и
консолидированностью. Социально-политическая однородность и общность ценностных
ориентаций способствуют сохранению достаточного единомыслия и единства в самых
сложных ситуациях. Психологическая однородность дает возможность неординарным,
конкурирующим между собой людям не доводить ситуацию до борьбы самолюбий,
межличностных расколов в руководящей среде. Таким образом, по мнению Миллса, у лиц,
входящих в политическую элиту, духовные запросы, комплекс возможностей, уровень
социальных притязаний и даже психологические качества отличаются высокой
совместимостью. А это значит, что политическая элита — это не простая сумма конкретных
лиц, наделенных властью, а социальная группа, которая сформировалась в результате
социального отбора.
В работе «Властвующая элита» (1959 г.) Миллс пишет о том, что США управляются не
многими, а одной властвующей элитой, состоящей из людей, занимающих стратегические
командные пункты, где сосредоточены средства, обеспечивающие власть, богатство,
известность, занимающих ключевые позиции в экономике, политике, армии и других
институтах. Властвующая элита не ограничивается элитой политической, она включает и
руководителей корпораций, высших государственных служащих и высших офицеров.
Выходцы из народа не имеют реальных шансов войти в элиту.