контролирует другую, а все вместе они представляют единую систему сдержек и
противовесов, не допускающую чрезмерную концентрацию власти в одном месте и в одном
лице.
Разделение властей не исчерпывается только высшим уровнем – законодательной,
исполнительной и судебной. В случае с федеративным государством оно также касается
разделения властных полномочий между федеративным центром и субъектами федерации.
Без этого невозможна свободная реализация специфических интересов последних. С другой
стороны, известная децентрализация власти не должна переходить определённую границу, за
которой происходит такое ослабление центральной власти, которое может вести к распаду
государственности.
Важной стороной разделения властей является разделение властных функций между
государством, несущим объединяющее всех членов общества начало, и органами
самоуправления гражданского общества, обеспечивающими функционирование и
взаимодействие частных интересов. Оптимальный вариант такого разделения в значительной
мере обеспечивает прочность, силу и благополучие общества и государства.
Довольно распространено мнение, что экономической основой правового государства и
гражданского общества является частная собственность на средства производства при крайне
ограниченных возможностях государства влиять на экономику. Такое представление
противоречит современной практике демократических государств, роль которых в экономике
постоянно возрастает. Возрастающее экономическое значение государства способствует
успешному развитию различных форм собственности, существование которых определяется
не идеологическими пристрастиями и групповыми интересами, а экономической
эффективностью и общественной целесообразностью. В результате растёт богатство
государства и общественное благополучие, осуществляются серьёзные социальные
программы.
Для гражданского общества не имеет значения форма собственности. Главное заключается
в том, чтобы субъект хозяйствования имел реальную самостоятельность вести дело на
самоуправленческих началах в очерченных государством общих рамках, обеспечивающих
возможность развития хозяйствующего субъекта. Без такой роли государства, как показывает
опыт России, невозможна успешная производственная деятельность и частного собственника,
согласование его интересов с интересами наёмных работников и всего общества.
Таким образом, не частная собственность является необходимой основной правового
государства и гражданского общества, а эффективное разделение властных функций между
ними есть предпосылка успешного развития производства, в том числе в его
частнособственнической форме.
2. Верховенство закона.
В правовом государстве право как совокупность
общеобязательных правил поведения, законов отражает потребности гражданского общества
и служит его развитию и укреплению государства. В основе правовой системы лежит
конституция. Конституция действует на всей территории страны, и все принимаемые законы
должны ей соответствовать. В этом состоит основная предпосылка существования единого
правового поля, правовое обеспечение целостности государства и гражданского общества,
свидетельство государственного суверенитета.
Показателем верховенства закона является равенство всех перед законом, связанность
государства и любого должностного лица правом, неукоснительное соблюдение законов.
Государство издаёт законы и само должно подчиняться им, пока тот или иной закон
действует. В случае нарушения закона государство, любое должностное лицо, как и обычный
гражданин, подсудны судам и могут быть осуждены.
Верховенство закона предполагает разработанность правового поля, правовое обеспечение
всех основных сфер общественной жизни, нуждающихся в нём. Только в этом случае