возможно действие демократического принципа: разрешено всё, что не запрещено законом. В
противном случае этот принцип приведёт к беспределу. Об этом наглядно свидетельствует
опыт России, где он являлся правовым прикрытием разворовывания различными
жульническими структурами государственной и общественной собственности, а также
деятельности мошеннических финансовых пирамид, ограбивших народ.
Право очерчивает границы свободы человека и устанавливает его ответственность перед
обществом. Как таковое оно является важным фактором воспитания правосознания, призвано
дисциплинировать человека. Верховенство закона обеспечивается не только твёрдой и
прочной государственной властью, руководствующейся законом, но и высоким уровнем
правосознания народа, его внутренней свободой. И.А. Ильин (1882-1954) отмечал, что
правосознание не сводится к тому, что человек «сознаёт» свои права. Сознавая свои права,
человек должен сознавать и свои обязанности. Правосознание «есть воля человека к
соблюдению права и закона, воля к законопослушанию». Только в условиях высокого
правосознания граждан у государства отпадает необходимость систематического применения
силы в широких масштабах, что является важным показателем его правового характера.
3. Права и свободы личности.
Правовое государство предоставляет, гарантирует
своим гражданам права и свободы.
Права и свободы личности – это принципы и нормы взаимоотношений между людьми и
государством, обществом, предоставляющие индивиду возможность действовать по своему
усмотрению (свободы) или получать определённые блага(права). Для обозначения всего
комплекса прав и свобод личности часто просто говорят «права человека». Они
характеризуют человека как члена гражданского общества и гражданина своего государства.
Без этих прав человек как полноценный общественно – политический субъект не может
существовать.
Просветители XVIII века, опираясь на теорию «естественного права», считали права
человека «естественными», «неотчуждаемыми», «прирождёнными», «священными».Так, в
«Декларации независимости», написанной американским гуманистом Джефферсоном (1743-
1826), утверждается: «Все люди созданы и наделены своим создателем определёнными
неотчуждаемыми правами»… Представление об изначальной данности прав и свобод вошло
в традицию. Статья 17 Конституции России провозглашает: «основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В статьях 20-63 Конституция
их перечисляет.
Считать права и свободы человека данными от рождения - не более чем аллегория. Как
серьёзное конституционное положение такое представление для XVIII-XIX –веков было
большим шагом вперёд. Сегодня оно, по крайней мере, некорректно и может вести к
негативным последствиям. В действительности от рождения человек обретает лишь жизнь.
Все свои права и свободы он в той или иной мере получает и реализует в общественной
среде, в процессе общественной и политической деятельности. Они даны ему не фактом
рождения, а фактом жизни в обществе. Можно согласиться с Д.П.Зеркиным, что
«современные термины «фундаментальные» права, «неотчуждаемые», «естественные» -
скорее всего, обозначают не данность от рождения, а ценностные характеристики прав и
свобод…» 1 . Противоречащие науке и элементарному житейскому опыту представления
классического либерализма об изначальной данности прав и свобод, отводившие государству
второстепенную роль их охранника, лежат в основе мнения, что важнейшим, показателем
правового государства и демократии вообще является «приоритет прав личности над
государством» 2 , «приоритет прав человека над законами государства» 3 .
Если вдуматься, то станет ясно, что подобный подход прямиком ведёт к произволу и
беззаконию, к анархистскому принижению роли государства. Трудно не согласиться со