Стр. 64 - 2

Упрощенная HTML-версия

организаций и объединений. Это один из краеугольных принципов демократии,
обеспечивающий достижение определённого согласия между людьми.
Воля большинства в условиях демократии имеет непреклонное значение. Власть должна
отвечать интересам большинства, в определённой мере соответствовать его качественному
состоянию. Большинство должно иметь возможность влиять на власть и её решения. Вместе с
тем власть большинства в современных демократиях носит относительный характер. Она не
может быть средством утверждения истины и дополняется гарантией прав меньшинства на
выражение и защиту законными методами своих отличных от большинства взглядов, мнений
и интересов. Демократическое взаимодействие большинства и меньшинства обеспечивает
обществу необходимый динамизм и ограждает его от возможного радикализма меньшинства
и излишнего консерватизма большинства.
Политическая воля большинства выявляется в ходе проведения периодических выборов в
представительные органы власти. Она не всегда обеспечивает приход к власти лучшим,
наиболее подготовленным и достойным, но ничего лучшего для выявления воли большинства
пока не придумано.
Сменяемость
является
важным
демократическим
принципом,
повышающим
эффективность и значение выборов, исключающим превращение выборных должностей в
пожизненные. Для эффективного функционирования демократических принципов решающее
значение имеет гласность. Суть её – в объективной и своевременной информации
избирателей о проблемах общества, политических партиях и лидерах с помощью средств
массовой информации. СМИ способны не только распространять объективные сведения,
утверждать духовные ценности, позитивно влиять на общественное мнение, но и играть
деструктивную роль, манипулировать общественным сознанием, управлять поведением
людей вопреки их воле и интересам.
Опасность, таящаяся в СМИ, делает жизненно необходимым принятие специальных мер
для демократизации владения информацией, обеспечения её правдивости и нравственной
ориентации, без чего сегодня невозможно существование полноценного и здорового
общества. В общественном сознании России нарастает понимание необходимости
установления нравственного контроля над содержанием телевизионных передач, рекламы.
Пока этим попыткам успешно противостоит воинствующая демагогия о плюрализме,
свободе слова и коммерческой выгоде.
Продекларированные и формально действующие демократические принципы ещё далеко
не свидетельствуют о демократическом политическом режиме. Необходимую действенность
и эффективность они приобретают благодаря правовому социальному государству,
являющемуся основным механизмом демократического режима. Суть этого государства
заключается в том, что оно находится под контролем народа, обеспечивает законность, права
и свободы личности, развитие гражданского общества, проводит сильную социальную
политику, направленную на расширение пространства социального равенства и социальной
справедливости, возможностей самореализации личности в обществе.
Правовые и социальные характеристики современного государства в условиях
демократического политического режима неразрывно связаны и взаимообусловливают друг
друга. Это позволяет говорить о правовом социальном государстве как целостном единстве с
присущими ему основными чертами:
1. Разделение функций власти
означает относительную самостоятельность и
независимость друг от друга ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Это связано с фундаментальными функциями, которые каждая из них может выполнять
раздельно – издавать законы (парламент), исполнять (правительство) и следить за их
неукоснительным соблюдением (суды). Каждая из ветвей власти ограничивает и