Это система основных национальных ценностей, отражающих долговременные внутренние
интересы народа. Конституция юридически закрепляет государственную идеологию. Она
фиксирует тот необходимый минимум идеологического согласия, без которого невозможна
совместная жизнь людей в обществе.
Идеология современных развитых государств нашла отражение в концепции
демократического политического режима. Её содержанием являются основные нормы и
принципы демократии, правового социального государства, демократической политической
культуры. Принципы демократии представляют собой абстрактные правила поведения
государства, любого сообщества людей, каждого человека как члена политического союза и
гражданского общества. Система принципов демократии складывалась, пополнялась и
развивалась на протяжении всей политической истории человечества. В современном виде
эта система включает в себя следующие основные принципы: суверенитет народа,
плюрализм, принцип большинства и гарантии прав меньшинства, выборность и сменяемость,
гласность.
Суверенитет народа - важнейший признак демократического политического режима. Он
означает, что народ является источником высшей политической власти в обществе,
самостоятельно решает важнейшие вопросы своей жизни. Осуществляет свою власть народ в
форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
В современных демократических странах прямая демократия выражается, главным
образом, на уровне местного самоуправления, на производстве, в учебных заведениях, по
месту жительства, в сфере организованного досуга, в различного рода общественных,
самодеятельных организациях. Высшими формами прямого политического волеизъявления
народа являются выборы и референдумы.
Основной формой народовластия в современном демократическом мире является
представительная демократия. Наиболее современной формой представительной демократии
является парламент, в рамках которого происходит согласование общественных интересов,
определяется общая воля народа.
Свободное функционирование социально-политического, культурного и
идеологического многообразия в обществе, сопровождающееся сопоставлением,
соревнованием, конкурентной борьбой между различными идеями и установками, называется
плюрализмом.
Вместе с противоречивым многообразием существует объединяющее начало - общие для
всех ценности, цели и интересы, интегрирующие народ в целостное единство, придающие
ему общую волю. Общее и частное неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга.
Общее не задано априори. Оно представляет собой равнодействующую частных интересов,
складывающуюся в результате их согласования. Базой этого согласования является
плюрализм, который означает такое многообразие, которое ведёт к единству, способствует
его укреплению. В случае, если многообразие интересов не находит необходимого
согласования, интегративного выражения и конструктивной ориентации, то плюрализм
может способствовать обострению противоречий, антагонизировать общественные
отношения, становясь силой разрушительной.
Сегодня под прикрытием плюрализма в общественное сознание активно внедряются
разрушительные идеи национальной и социальной вражды, человеконенавистничества,
безнравственность и безответственность. Это не имеет ничего общего с плюрализмом
общественного мнения и несёт в себе реальную угрозу обществу, личности и государству.
Принцип большинства является важнейшим механизмом реализации суверенитета народа.
Он заключается в принятии решений большинством голосов в процессе формирования
представительных органов власти, в деятельности самих этих органов, различных