Стр. 59 - 2

Упрощенная HTML-версия

демократического общества. На практике ведущие партии явно превосходят своих
оппонентов, располагая мощной финансовой базой, хорошо отлаженной партийной машиной,
большим количеством партийных функционеров, разветвленным пропагандистским
аппаратом. Одним из средств, более или менее выравнивающих шансы различных партий
быть услышанными избирателями, является предоставление им на радио, телевидении, в
печати равных возможностей для предвыборных выступлений.
Значительную роль на выборах приобретает фактор финансового преимущества той или
иной партии и ее кандидатов. Влияние больших денег на исход выборов становится поистине
тяжким испытанием для демократических устоев. Во многих странах государство, пытаясь
уменьшить значение этого фактора, частично финансирует из бюджетных средств
проведение избирательных кампаний. Однако требования о том, чтобы государство
полностью взяло на себя все расходы по проведению выборов, зачастую встречают
возражения со стороны различных общественных сил. Дело в том, что предвыборные
расходы имеют устойчивую тенденцию к значительному росту, и финансирование выборов
за счет налогоплателыциков может стать явно обременительным и для населения, и для
государственных финансов. Кроме того, запрет на индивидуальное финансирование
отдельными гражданами тех кандидатов, которых они поддерживают на выборах,
рассматривается многими как нарушение права гражданина свободно участвовать в сфере
политической деятельности. Вместе с тем в ряде стран размеры предвыборных взносов,
поступающих от отдельных лиц, компаний, профсоюзов и других организаций, ограничены
законом.
Предвыборные страсти иногда достигают такой остроты, что возникает реальная угроза
для всего процесса свободных и демократических выборов. В силу этого перед государством,
обществом выдвигается задача твердого и неукоснительного соблюдения правопорядка в
ходе избирательной компаний. В демократических странах не только официальные лица, но и
наблюдатели от всех партий, а также представители широких кругов общественности
внимательно следят за соблюдением законности на выборах, предотвращают вспышки
насилия, препятствуют махинациям с бюллетенями для голосования и оказанию какого-либо
давления на избирателей. Вообще обеспечение свободного волеизъявления народа на
выборах является одним из ключевых условий сохранения демократической формы
правления.
В демократическом обществе значительная роль в системе государственного устройства
отводится
местным органам самоуправления,
что требует
продуманного и рационального
разделения компетенции и полномочий различных уровней власти. В результате такого
разделения местные органы в большинстве демократических стран стали обладать
реальными правами самоуправления. В преимущественном ведении местных властей
оказались такие жизненно важные сферы общественной жизни, как образование,
здравоохранение, поддержание правопорядка, строительство транспортных магистралей,
содействие местной экономике и многие другие. Центральная власть, как правило, не
вторгается в сферу компетенции местных властей, хотя при федеративной модели
государственного устройства (а она принята во многих странах современного мира)
неуклонно осуществляется принцип верховенства законов федерации над решениями
местных органов власти.
Именно местная власть наиболее приближена к народным массам, и от ее действий,
прежде всего, зависит повседневная жизнь граждан. Чем больше прав и возможностей у
местной власти, чем самостоятельнее она в решении местных вопросов, тем полнее и лучше
удовлетворяются многие насущные потребности и нужды людей. Поэтому степень
демократичности того или иного общества определяется и тем, каковы статус и объем
полномочий местных органов власти, а также уровень их доступности для рядовых жителей.