Таким образом, граждане получают информацию о деятельности правительства, избранного
ими парламента и работе различных общественно-политических организаций.
Самую активную роль в обеспечении гласности играет пресса,
свободная от
правительственной цензуры
. Ее независимый статус - непременный атрибут
демократического общества. При этом пресса несет полную ответственность за публикуемую
информацию и может быть привлечена к судебной ответственности за искажение,
распространение ложных сведений, разглашение государственной тайны, клевету в адрес
официальных лиц и рядовых граждан.
Явным отличием демократического политического режима от авторитарного является то,
что в условиях демократии учредителями средств массовой информации становится не
только правительство, но и партии, различные общественно-политические организации,
отдельные граждане. Если многие радио- и телеканалы контролируются государством, то
неправительственные средства массовой информации действуют независимо от официальных
властей. Правда, последние располагают таким важным рычагом воздействия, как выдача
лицензий и разрешений на открытие новых каналов радио- и телевещания, выпуск новых
газет и журналов. Осуществляя эту процедуру, правительственные органы вправе поставить
перед регистрируемыми средствами массовой информации те или иные условия, касающиеся
содержания распространяемой ими информации, включая требование ограничения сюжетов,
связанных с насилием и другими аморальными явлениями. В то же время истинная
демократия не допускает каких-либо ограничений на обоснованную критику прессой органов
государственной власти, партий и других общественно-политических организаций.
Для демократической формы правления характерно наличие
многопартийности
. Тем
самым исключается монополия какой-то одной партии на власть. Принципиально важным
критерием степени демократичности того или иного общества является наличие или
отсутствие легальных возможностей для всех политических сил (кроме тех, кто призывает к
насильственному свержению существующего строя) к созданию своей партии. Важно и то,
чтобы все партии были поставлены в равные правовые условия в их борьбе за избирателей и
за свое представительство в органах государственной власти.
Естественно, что та партия, которой удалось добиться поддержки большинства на
выборах, располагает явными политическими преимуществами. Однако при этом
недопустимо ограничивать другие партии в пропаганде ими своих идей. Межпартийная
борьба должна осуществляться в рамках законности и уважения к демократическим нормам,
не угрожать подрыву самих устоев общества и государства. И хотя противоборство между
партиями часто принимает самые острые формы, именно многопартийность создает
необходимый плюрализм путей решения проблем общественной жизни.
Подлинная, а не мнимая многопартийность может утвердиться только в том обществе, где
обеспечены
свободные выборы,
имеющие ряд коренных отличий от недемократических и
формальных выборов. Прежде всего, в условиях свободных выборов все граждане должны
обладать избирательными правами и тем самым иметь реальную возможность в них
участвовать. Впрочем, равенство в избирательных правах, ставшее результатом длительной и
упорной борьбы демократических сил, не исключает такого ограничения, как ценз оседлости.
Иными словами, во многих странах на выборах в местные органы власти права избирать и
быть избранными имеют только те граждане, которые проживают в этих местностях в
течение определенного времени. Все остальные ограничения в избирательных правах - по
признаку национальности, религии, пола, имущественного положения, профессии и др. - явно
противоречат принципам демократии и запрещены как в международных документах по
правам человека, так и в конституциях многих стран.
В процессе демократизации избирательных кампаний важно создать реальные условия для
участия в них всех политических сил, чьи цели и действия соответствуют правовым нормам