правительству и тем самым добиться его отставки. При президентской форме правления
исполнительная власть более независима от законодательной, но и в этих условиях у
парламента остается достаточно много средств воздействия на деятельность правительства.
Что касается судебной власти, то она независима и от парламента и от правительства.
Более того, высшие судебные инстанции осуществляют конституционный надзор и могут
отменить или приостановить законы, принятые парламентом, а также решения
правительства, объявив их противоречащими конституции. В то же время формирование
состава судебных органов является прерогативой исполнительной власти, а парламент со
своей стороны вправе принять законы, изменяющие структуру и функции судебной власти.
Таким образом, при разделении властей каждая из них как бы уравновешивает друг друга
и не дает ни одной из них занять господствующие позиции в государстве. В условиях
парламентаризма государственная власть имеет достаточно властные полномочия для
эффективного управления страной, но благодаря принципу разделения властей она не
всемогуща и не всесильна по отношению к гражданскому обществу.
Непременным условием демократии является
гласность
обо всех действиях
государственных органов, партии и других общественных организаций. При этом прежде
всего обеспечивается беспрепятственный доступ прессы и общественности к информации о
деятельности высшего законодательного органа страны. В свою очередь правительство
обязано полностью и своевременно информировать парламентариев о деятельности всех без
исключения государственных учреждений, а также обо всех направлениях своей внутренней
и внешней политики.
Заседания парламента, как правило, открыты для средств массовой информации и простых
граждан, для которых отведены специальные места. Иногда заседания парламента частично,
а порой и полностью транслируются по радио и телевидению. Согласно регламенту высших
законодательных органов, на всех открытых заседаниях парламентских комитетов и
подкомитетов могут присутствовать пресса и все желающие.
Существенным элементом гласности является оперативная публикация полных
стенограмм парламентских дебатов, из которых каждый интересующийся может узнать,
какую позицию занимает тот или иной законодатель по обсуждаемым вопросам
государственной политики. В прессе публикуются результаты поименных голосований,
проводимых в парламенте по принимаемым законопроектам.
Достоянием общественности являются также такие основополагающие документы о
деятельности правительства, как государственные бюджеты. Они выходят в свет для
свободной продажи с постатейным изложением всех доходов и расходов государства.
Публикуются и годовые отчеты о деятельности различных министерств и ведомств.
Должностные лица различных уровней - от мэров городов до министров и глав правительств
- более-менее регулярно проводят пресс-конференции, в ходе которых они излагают свои
позиции по вопросам текущей политики.
Гласность в условиях демократии предполагает отчетность законодателей и других
деятелей правительства обо всех своих доходах, получаемых сверх официально
установленного им жалования. Когда же проводятся избирательные кампании, то кандидаты
на выборные посты обязаны предоставить сведения об источниках финансовых поступлений
в их предвыборные фонды, указать размеры таких поступлений, а также информировать
соответствующие правительственные ведомства о том, на что они тратят эти средства.
Подобные сведения открыты для прессы и общественности.
Такой же порядок скрупулезной финансовой отчетности установлен для партий и
различных общественных союзов, ассоциаций, объединений, включая благотворительные
фонды. Последние обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности с точным
указанием того, откуда и сколько поступило пожертвований, на что они были истрачены.