надежно обеспечивает неприкосновенность личности и ее имущества. Демократия, заявляют
те, кто допускает частную собственность, предполагает политическое равенство всех перед
законом независимо от их социального и материального положения, но отнюдь не
гарантирует имущественную уравниловку всех членов общества. В их понимании
демократия нацелена, прежде всего, на то, чтобы максимально способствовать всестороннему
развитию каждого индивидуума и его преуспеванию на любом законном и свободно
избранном им поприще. Из этих рассуждений следует, что при демократии возможно и даже
неизбежно социально-экономическое неравенство граждан.
Реальность такова, что подобное неравенство, хотя и в разной степени, существует
практически во всех современных обществах. При этом последовательно демократические
силы постоянно борются за то, чтобы государство обеспечило достаточный уровень
социальной защищенности для малоимущих, инвалидов, а также для всех тех социальных
групп общества, которые действительно нуждаются в социальной помощи. Кроме того, в
ряде стран введены различные формы ограничения и контроля над крупной частной
собственностью с тем, чтобы сверхконцентрация капитала не нанесла бы ущерба интересам
всего общества.
Равноправие граждан может существовать только в условиях
правового
государства
,
верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является
главной силой, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защитить
индивидуума от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных
правительственных органов. В основу деятельности демократического правового государства
положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие
правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партии и руководителей у
власти.
Таким образом, право становится силой, неподвластной колебаниям политической
конъюнктуры и изменениям в соотношении общественных сил. Разумеется, приход к власти
той или иной партии может повлечь за собой существенные изменения в государственной
политике и даже осуществленную в законодательном порядке коррекцию правовых норм.
Однако в стабильном правовом государстве подобного рода коррекции не приводят к ревизии
его фундаментальных конституционных основ.
Это означает, что в соответствии с принципами демократии все правительственные органы
обязаны руководствоваться в первую очередь положениями конституции страны и
действующим законодательством. Только в этих рамках они могут осуществлять
политические установки тех партий, которые контролируют исполнительную или судебную
власть или же располагают большинством в парламенте.
Важный атрибут демократии -
принцип разделения властей в системе государственной
власти.
Согласно этому принципу, законодательная, исполнительная и судебная власти
отделены и достаточно независимы друг от друга, в то же время они постоянно
взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной
политики. Каждая из властей наделена полновесными властными полномочиями. Парламент,
будучи высшей законодательной властью, принимает законы и вырабатывает основные
направления внутренней и внешней политики государства. В русле этих направлений
исполнительная власть в лице правительства осуществляет свои властные полномочия.
Однако правительство само обладает законодательной инициативой и отнюдь не является
лишь послушным проводником линии парламента. Между исполнительной и
законодательной властями нередко происходят острые конфликты, которые в большинстве
случаев заканчиваются достижением обеими сторонами взаимоприемлемых политических
компромиссов. Если же эти конфликты заходят слишком далеко, то при парламентской
форме правления парламент может прибегнуть к своему праву высказывать недоверие