Стр. 53 - 2

Упрощенная HTML-версия

проектов изменения государственного устройства России дело не пошло. Речь идет о
проектах М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева.
В некоторой степени либерализации режима способствовали реформы 60-70-х годов ХIХ
в. и Манифест 17 октября 1905 г. о даровании подданным империи свободы слова, совести,
собраний и союзов. Этим Манифестом Николай П обещал также созвать выборную
Государственную думу, наделенную законодательными правами.
Думается, что во всех этих случаях справедливо говорить об авторитарно-либеральном,
но не о либеральном политическом режиме. В такой же мере это утверждение относится и к
советскому периоду нашей истории, о чем уже говорилось выше.
4.5. ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПРИНЦИПЫ И
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Проблема определения сущности демократии является одной из центральных в
политологии. Еще со времен античных мыслителей общественная мысль уделяла
первостепенное внимание, этой форме государственного правления, рассматривая ее
одновременно и как специфический политический процесс. С каждой новой исторической
эпохой категория “демократия” обрастала новыми критериями. В настоящее время слово
«демократия» является, пожалуй, самым популярным в лексиконе политиков. Широко
известна этимология этого слова. В переводе с древнегреческого оно означает
«народовластие». В этом смысле демократия рассматривается как идеал общественного
устройства, основанный на системе ценностей, включающей свободу, равенство, права
человека, народный суверенитет и т.д. Реальная демократия как политический режим не была
и не будет властью народа, в смысле установления общественного, негосударственного
устройства. Представляется возможным говорить о первобытной демократии. Родовая
демократия основывалась на кровнородственных отношениях, общей собственности, низкой
плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Не
существовало четкого разделения управленческого и исполнительского труда, отсутствовал
аппарат управления и принуждения, отделенный от общества. Функции власти были
ограничены. Власть совета старейшин и вождей основывалась на моральном авторитете и
поддержке соплеменников. Перед нами образец общинного самоуправления,
догосударственного устройства.
С возникновением государства демократия в таком смысле исчезает, и можно говорить
лишь о демократическом (в большей или меньшей степени) политическом режиме. Следует
оговориться, что ни в одной из современных стран не существует демократии в ее полном
объеме или наиболее совершенном виде. Однако осмысление совокупности характеристик,
устойчиво присущих категории “демократия”, позволяет более отчетливо уяснить
направления совершенствования той или иной политической системы на пути приближения
ее к демократическим идеалам.
В политологии существует много определений демократии как политического режима, но
при всем их разнообразии общим является указание на законодательно закрепленное право
участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций,
состава, социального происхождения, т.е. одним из основополагающих принципов
демократии является
принцип большинства.
9 Он составляет суть доктрины народного
суверенитета, в соответствии, с которой народ провозглашается источником верховной
государственной власти в демократическом обществе.