Стр. 52 - 2

Упрощенная HTML-версия

политики лежит философия индивидуализма. Каждый лично обеспечивает свое благополучие
и несет за это ответственность. Государство следит лишь за тем, чтобы свобода одного не
переходила грань, за которой начинается свобода другого.
2. Главная задача государства – охранять закон и порядок в обществе, стоять на защите права
частной собственности.
3. Разделение функций государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную.
4. Государство не вмешивается в экономическую жизнь, которая основана на частной
собственности, свободном рынке и свободной конкуренции.
5. Многообразие во всех сферах общественной жизни: социальной, политической,
культурной, религиозной. В социальной сфере действуют различные социальные группы,
слои, общности. Отделение церкви от государства способствует свободе вероисповедания, а
также атеизму. В политической жизни формируется многообразие партий, движений, в том
числе и оппозиционных власти.
6.
Органы государственной власти формируются на основе выборов. Но при этом существует
целая система цензов (ограничений): в выборах могут участвовать только мужчины-
собственники, существуют также требования к уровню образования, ценз оседлости,
повышенный возрастной ценз. Таким образом, от участия в выборах оказывается
отстраненным от 2/3 до 3/4 населения страны (отметим, что такие ограничения
избирательного права характерны для периода классического либерализма).
7.
Формируется либеральное общественное сознание, которому присущи: во-первых,
активность и критичность. Режим дает возможность выступать с критикой решений и
действий власти. Во-вторых, либеральное сознание в определенной степени безответственно.
Можно критиковать все, что угодно, зная, что принимать решения и нести ответственность за
них будут другие. В-третьих, для либерального общественного сознания характерно
терпимое отношение к иному мнению, неприятие насилия, готовность к компромиссам.
Итак,
либеральный политический режим
– это режим, дающий гражданам
возможность участвовать в политической жизни, оказывать влияние на
государственную власть, но сохраняющий при этом значительные ограничения.
Либеральный режим – важный этап на пути продвижения общества к демократии.
Из определения понятия «либеральный политический режим» вытекает и его основное
противоречие. Оно заключается в том, что режим дает возможность гражданам активно
участвовать в политике, но отстраняет при этом значительную их часть от участия в главном
политическом действии – в выборах. Разрешение этого противоречия способствует развитию
режима, превращению его в
социальный либерализм и либеральную демократию.
Тот классический либерализм, который был охарактеризован выше, остался только в
истории. Современный либерализм характеризуется дополнением традиционных для
либерализма принципов – частной собственности, индивидуализма, свободной конкуренции
и свободного рынка – принципами государственного регулирования экономики с целью
недопущения экономических кризисов и активной государственной социальной политикой.
Такой политический режим называется
социальным либерализмом.
Еще одно изменение, происшедшее с либерализмом – устранение избирательных цензов. В
современном мире ликвидированы имущественный ценз, ограничения по половому,
расовому и национальному признакам, снижены возрастной ценз и практически отменен ценз
оседлости. Все это способствовало появлению такого понятия как
либеральная демократия.
Существовал ли либеральный политический режим в России? Если иметь в виду
классический либерализм, то ответ, видимо, надо дать отрицательный. Можно говорить о
попытках либерализации в начале ХIХ в. в царствование Александра I. Но дальше разработки