Принцип большинства осуществляется посредством как прямой, так и представительной,
демократии. К форме
прямой демократии
можно отнести проведение выборов на основе
всеобщего избирательного права. Добровольно участвуя в регулярно проводимых выборах,
граждане, представляющие все классы и социальные группы, имеют возможность
непосредственно принимать участие в формировании состава центральных и местных
органов государственной власти. Другая форма прямой демократии - референдумы,
проводимые по различным аспектам государственной политики и общественно-политической
жизни. Эти всенародные голосования обладают или законодательной силой, или носят
консультативный характер, но в любом случае их результаты имеют большое значение.
Первостепенную роль в процессе принятия решений играют институты
представительной
демократии
, и, прежде всего, парламенты. Именно парламенту, состав которого избирается
путем всеобщих выборов, граждане делегируют полномочия по осуществлению функций
высшей законодательной власти страны. Помимо общенационального парламента
носителями представительной демократии являются другие законодательные органы, как в
центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной
властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических
группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.
В современном обществе формирование государственной политики на всех ее уровнях
происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают
профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью
присущих современной цивилизации экономических, социальных, экологических,
политических и других проблем. Во многих случаях эти проблемы невозможно решать путем
всеобщего голосования, как того требует прямая демократия. В то же время и сегодня
большое значение имеют референдумы, обеспечивающие непосредственное участие всех
граждан в решении таких ключевых вопросов, как принятие новой конституции или
поправок к ней, предоставление населению той или иной территории права на
самоопределение, одобрение особо важного международного договора. В некоторых странах
референдумы проходят регулярно и охватывают широкий круг вопросов: от установления
уровня налогов до определения мест размещения экологически вредных производств. В
целом сочетание форм прямой и представительной демократии - весьма надежный
инструмент выявления воли большинства народа.
Однако принцип большинства нельзя возводить в абсолют и считать его безупречно
демократическим, если при этом не соблюдено
право меньшинства на оппозицию.
В
демократическом обществе и большинство, и меньшинство граждан совершенно равны в
своих правах и свободах. Мировая история знает немало примеров, когда большинство в силу
недостаточной своей информированности, захлестнувших людей эмоций, тенденциозной
пропаганды и других факторов оказывало поддержку действиям и решениям, признаваемым
в исторической ретроспективе неправильными, а иногда и пагубными. Тем самым в конечном
итоге правота оставалась за меньшинством, изначально бывшим в оппозиции к таким
решениям.
Подобные исторические уроки лишь подтверждают необходимость юридически
закрепленного права на оппозицию за меньшинством, которое, подчиняясь законам и другим
актам государственной власти, принятым по воле большинства, имеет узаконенную
возможность выражать свое несогласие с такими законами и актами. Без этого правам
демократии всегда будет угрожать перспектива вырождения в охлократию (“власть толпы”).
А она может быть такой же деспотичной, неразумной и несправедливой, как и
государственный произвол в условиях тоталитаризма. Оппозиция в демократическом
обществе является неотъемлемым, органичным и постоянным элементом политического