Стр. 43 - 2

Упрощенная HTML-версия

Тоталитарный политический режим складывается в нашей стране на рубеже 20-30-х годов,
вырастая из авторитаризма. К этому времени в СССР уже была ликвидирована
организованная политическая оппозиция, установилась монопольная власть одной партии, и
начался переход к монополии на власть одной личности.
Важнейший признак тоталитаризма – наличие единой господствующей идеологии. Такую
роль в СССР играла сначала революционная теория марксизма, адаптированная Лениным к
российской действительности, а затем, с 30-х годов – сталинский «Краткий курс истории
ВКП(б)». Происходит массовая
индоктринация
(т.е. настойчивое приобщение к официальной
идеологии) пассивного большинства населения. Этот процесс начинался, как только ребенок
попадал в систему общественного воспитания. Воспитанники уже ясельных групп детского
сада приобщались к празднованию революционных и трудовых праздников, в том числе и
дня рождения Ленина. Приходя в школу, первоклассник с нетерпением ожидал вступления в
ряды октябрятской организации, становясь старше, он с гордостью повязывал алый галстук
пионера, а в 14 лет стремился быть одним из первых в своем классе принятым в комсомол.
Став взрослым, такой человек воспринимал как должное памятники Ленину в каждом городе,
поселке и деревне. Так формировался культ личности. И если в случае с Лениным все это
происходило в основном после его смерти, то культ Сталина сложился уже при его жизни.
21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. Газета «Правда» вышла в этот день на 6
полосах, посвященных исключительно ему. ЦК партии направил своему Генеральному
секретарю коллективное послание, наполненное таким славословием, таким восхвалением,
какого еще не бывало.
На официальную идеологию работали система воспитания и образования, средства
массовой информации (в СССР их называли средства массовой пропаганды и агитации).
Государство установило полный контроль над ними. Еще в 20-х годах была введена цензура
для любых периодических изданий и книг, печатавшихся на территории СССР. Были
ликвидированы все частные издательства, возникшие в годы НЭПа, и установилась
государственная монополия на любую печатную продукцию. В 30-х годах цензура стала
предельно жесткой. На протяжении многих лет без цензурного разрешения нельзя было
отпечатать даже конфетный фантик.
Складывается большой штат пропагандистов, которые проводят политзанятия с взрослым
населением страны, в отношении детей эту задачу решает школа.
Вообще большевики, как и почти все социалисты, считали, что создание нового общества
следует сочетать с воспитанием « нового человека». И это им в значительной степени
удалось. Газеты, школа, комсомол, пропагандисты прививали людям черты, так необходимые
государству: слепую преданность идее и вождю, готовность, не раздумывая, повиноваться,
отсутствие мучительных сомнений, неприятие сложного и непонятного.
Огромный вклад в дело идеологической обработки масс внесли деятели искусства.
Художественная культура нашей страны 30-х годов смело может быть охарактеризована как
тоталитарная. 4
Идеологическим фундаментом развития искусства и литературы после победы
большевиков стала небольшая статья, написанная Лениным в 1905г. Она называлась
«Партийная организация и партийная литература». Ленин писал о несостоятельности
стремлений некоторых творческих людей быть «вне» классовой борьбы, указывал, что цель
культуры – служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся: «Литература должна
стать партийной.… Долой литераторов беспартийных!… Литературное дело должно стать
частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-
демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего
рабочего класса». И далее: « Литераторы должны войти непременно в партийные