Стр. 44 - 2

Упрощенная HTML-версия

организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли
книгами – все это должно стать партийным, подотчетным. За всей этой работой должен
следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать…». 5 Говоря
это в 1905 г., Ленин предупреждал, что речь идет лишь о «партийной» литературе, а в сфере
художественного творчества «необходимо обеспечить больший простор личной
инициативе». Однако, придя к власти, большевики распространили принцип партийности на
всю художественную культуру.
В течение 20-х годов в художественной жизни СССР шли следующие процессы.
Однопартийное государство заявило о своем историческом праве управлять искусством,
включив его в свою идеологическую структуру. Перед искусством была поставлена четкая
цель: стать оружием в политической борьбе. Для осуществления этой цели был создан
аппарат управления и контроля. На первый план, оттеснив авангардное искусство,
выдвинулось искусство «героического реализма», «революционного порыва» и т.д.
К началу 30-х годов советское искусство подошло к такому рубежу, за которым не могло
быть и речи не только о существовании различных идеологических, но и стилистических
форм.
В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-
художественных организаций». В нем говорилось, что наличие в советской литературе
различных группировок стало тормозом ее развития, в силу чего они все подлежат
ликвидации и на их месте учреждается единый союз советских писателей. Аналогичные
союзы предписывалось создать и в других сферах искусства.
Очень скоро были организованы творческие союзы художников, композиторов,
кинематографистов, архитекторов и т.д. Их целью было объявлено обеспечение активного
участия деятелей искусства в социалистическом строительстве, в деле выражения и защиты
интересов рабочего класса. Вступление в союзы становилось для людей, занимающихся
искусством, обязательным, так как необходимые для творчества материалы (кисти, краски,
материалы для ваяния, не говоря уж о мастерских, концертных и театральных залах,
издательствах) оказались в руках государства и распределялись только между членами
союзов. Государство выступало единственным работодателем и потребителем произведений
искусства. Оно давало заказ художнику (используем это слово в самом широком смысле),
отправляло его в творческую командировку, предоставляло место в творческих домах
отдыха, где можно было осмыслить, переработать материал, собранный в командировке. Оно
же проводило просмотр, оценку и покупало результаты творческой деятельности. И только
после этого кинофильм пускался в кинопрокат, пьеса допускалась к постанове, а уже
поставленный спектакль – до зрителя и т.д.
В 1934 г. прошел I съезд советских писателей. На нем был сформулирован принцип
социалистического реализма, легший в основание всего советского искусства. С докладом по
этому вопросу на съезде выступал секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии А.А.Жданов. Он
построил свое выступление в форме развертывания указания, данного Сталиным: «Товарищ
Сталин назвал наших писателей инженерами человеческих душ. Что это значит? Это значит:
знать реальную жизнь, правдиво изображать ее, решая при этом задачу идейной переделки и
воспитания трудящихся в духе социализма». В речи А.А.Жданова был провозглашен также
принцип оптимизма - выражение радости сталинской эпохи, и принцип партийности –
изображение действительности через призму задач партии.
Формирование тоталитарного искусства сопровождалось обязательным элементом
тоталитаризма – террором. Формы его были различными. Живописные полотна,
произведения ювелирного искусства неугодных власти авторов продавали за границу или
хранили в подвалах музеев и на чердаках. Композиторам не давали оркестров и сценических