социального окружения, из сложившейся системы ценностей, традиций, норм и правил
поведения. Идет процесс маргинализации общества.
Попадая в новую социальную систему, человек чувствует неуверенность, незащищенность
и ищет защиты у государства. Он согласен на некоторое ограничение свободы, ущемление
своих прав, рассчитывая взамен получить стабильность, предсказуемость, уверенность в
завтрашнем дне. Таким образом формируется социальный фундамент тоталитаризма.
Австрийский ученый, экономист Ф.Хайек видел причину установления тоталитаризма в
абсолютизации социальных ценностей. Имеется в виду ситуация, когда идеи коллективизма,
социального равенства, государственного планирования экономики и общественной жизни в
целом и т.п. становятся приоритетными, совершенно не оставляя места для идей
индивидуализма, личного интереса, личной инициативы, ответственности, индивидуального
соперничества. Подчеркнем, что речь не идет о пагубности социальных идей вообще, а об их
абсолютизации.
Еще одной причиной установления тоталитаризма можно считать низкий уровень общей
культуры населения и авторитарный (или авторитарно-патриархальный) тип политической
культуры.
При тоталитарном политическом режиме происходит столь глубокое проникновение
государства в общество, что последнее практически исчезает. Именно в этом смысл
парадоксальных, казалось бы, утверждений, что в Советском Союзе не существовало
общества и государства, а возникло так называемое «массовое общество» (Х.Арендт,
Х.Ортега -и-Гассет).
Несмотря на кажущуюся мощь, тоталитарное государство достаточно уязвимо, его
достижения обеспечиваются колоссальным напряжением сил и носят временный характер.
Это обусловлено
основным противоречием
тоталитаризма: между абсолютным всевластием
государства, с одной стороны, и внутренними источниками развития гражданского общества
с другой.
Имеется в виду, что развитие общества, его прогресс возможны только как результат
развития личности, ее свободы и творческой инициативы, направленных на удовлетворение
личных интересов. Тоталитаризм же, устанавливая полный контроль над обществом,
подавляя личность, лишает общество этого двигателя, обрекает его на замедление темпов
развития, а со временем, на застой.
Может, однако, возникнуть вопрос, как в таком случае в СССР и фашистской Германии в
условиях тоталитаризма были весьма успешно решены многие задачи: достигнут высокий
уровень индустриального развития, создана мощная военная машина, отражена внешняя
агрессия, быстро восстановлена экономика после войны. Дело в том, что все эти свершения
были возможны потому, что общественный, а точнее государственный, интерес
воспринимался людьми как собственный, личный. А это, в свою очередь, стало результатом
целенаправленной идеологической работы государства, являющейся одним из признаков
тоталитаризма.
Если же идеологическое давление режима на население начинает ослабевать и
государственный интерес перестает восприниматься как личный, а личный интерес не
получает возможностей для реализации, неизбежно наступает стагнация, загнивание
общественной, прежде всего, экономической жизни. Такая ситуация становится
предпосылкой трансформации тоталитарного политического режима.
4.2 ТОТАЛИТАРИЗМ В СССР