Стр. 41 - 2

Упрощенная HTML-версия

беспрекословном исполнении решений вышестоящих органов нижестоящими. Партия стоит
над бюрократической государственной организацией, фактически сливается с ней.
Тоталитаризм
допускает
существование
массовых
общественно-политических
организаций и даже в некоторых случаях иных политических партий, но они играют роль
«приводных ремней» партии, т.е. четко выполняют волю господствующей партии.
Четвертый признак - жесткая регламентация, централизованное управление всеми сферами
общественной жизни, в том числе экономической. Монополия государства на ресурсы. По
отношению к экономике политика становится командной силой. Устанавливается полный
контроль над вооруженными силами.
Пятый признак - систематическое массовое насилие. Это обязательное условие
существования тоталитаризма. Террор может быть направлен как против реальных
противников режима, так и против вымышленных. Врагом может быть объявлена любая
социальная, национальная, профессиональная группа. Образ врага, дух непримиримой
борьбы, состояние «осажденной крепости» постоянно культивируются для оправдания
насилия.
Шестой признак – складывание обыденного тоталитарного сознания. Оно проявляется в
вере во всемогущество государственной власти, в ее способность мобилизовать все силы
народа и решить любые задачи, в неуважительном отношении к личности, к чужому мнению,
к инакомыслию, в осознании собственной ничтожности, неспособности к самостоятельному
существованию, в подавленном личностном начале.
Седьмой признак - слияние политики и искусства. Режим эстетизирует политику,
внедряет в сознание людей идеологические постулаты, используя художественные формы.
Это средство действует весьма эффективно, т.к. государство привлекает к себе на службу
действительно выдающихся, талантливых художников, композиторов, литераторов, артистов.
Эстетизация политики проявляется в театрализации и ритуализации политических
мероприятий, партийных съездов, проведении политических праздников.
Одновременно происходит политизация искусства. Компонентами тоталитарной
художественной культуры становятся: тотальный реализм, построенный на аксиоматическом
преимуществе жизни перед художественными произведениями; народность, понимаемая как
понятность, общедоступность, массовость произведений искусства; обращение к классике
как отражение претензий государства на гармонию, обещание будущего совершенства;
принцип героического, требующий обязательного присутствия в художественном
произведении героя – строителя новой жизни, победителя врагов, основными чертами
которого являются самоотверженность и жертвенность.
Для понимания природы тоталитаризма необходимо выявить
причины его
происхождения.
Тоталитаризм возникает в результате всеохватывающего социального,
экономического и политического кризиса и сложностей международного положения
государства. «Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не
было бы большевистской революции, - писал немецкий историк Ф.Боркенау, - точно также
мировой экономический кризис стал тем международным фактором, без которого не было бы
немецкой революции». 4 Экстремальность положения, в котором оказалось государство,
является одной из предпосылок установления тоталитаризма.
Причиной установления тоталитарного режима является также атомизация общества. По
мнению выдающегося русского философа Н.А.Бердяева, такое состояние общества
складывается при разрыве нитей, корней, связывающих индивида с привычными для него
социальными общностями. Это происходит, например, в условиях массовой безработицы,
активного притока сельских жителей в города в ходе индустриализации, насильственного
перемещения больших групп населения. Человек, в таких случаях, выпадает из привычного