труда людей здоровых и уменьшающихся у больных. С тех пор этот «доход» ещё более
возрос.
Изменению статуса человека способствует дальнейшая демократизация общества. Суть её
состоит в преодолении узких горизонтов либеральных идей и представлений и переходе к
социальной
демократии,
расширяющей
пространство
социального
равенства,
обеспечивающей достойные условия жизни для всех и каждого, устраняющей
фундаментальные различия в условиях существования между членами общества.
Собственность перестаёт быть решающим фактором распределения общественного
богатства. В жизни общества всё более утверждается социальная справедливость, которая, по
меткому замечанию английского философа Ф.Бэкона, «заключается в том, чтобы давать
каждому человеку то, что он заслуживает».
Значительные изменения происходят в социальной структуре общества и в отношениях
между её элементами. Это проявляется в сглаживании социально- классовой
дифференциации, росте среднего класса и смягчении социальных противоречий, снижении
значения классовых конфликтов.
Постиндустриальное общество в своих основных чертах совпадает с марксистским
представлением о переходе от предыстории, царства необходимости к подлинной истории
человечества, царству свободы, где каждому будет предоставлена возможность «развивать во
всех направлениях и действительно проявлять все свои способности, как физические, так и
духовные». Это явится результатом высокого уровня развития промышленности, которая, в
свою очередь, как вопрос жизни и смерти потребует всё более свободного развития личности.
В результате развитие «способностей рода «человек», хотя оно вначале совершается за счёт
большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов
разрушит этот антагонизм и совпадёт с развитием каждого отдельного человека». На место
старого буржуазного общества с его политико-экономическим богатством и политико-
экономической нищетой, классами и классовыми противоположностями «приходит
ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития
всех». 1
Можно сказать, что основной тенденцией эволюции развитых стран является продвижение
к социализму, если понимать его в неискажённом смысле, который придавал ему К.Маркс.
Понятия «коммунизм» и «социализм» считались им тождественными. Коммунизм
рассматривался ни как какое-то законченное состояние общества, а как постепенное и
неуклонное движение к главной цели – утверждению реального гуманизма, подлинной
свободы, социального равенства и социальной справедливости, гармонии общественных и
личных интересов. Коммунизм представлялся как процесс естественно – исторической
эволюции капитализма, фазы которого нельзя ни перескочить, ни отменить декретами. Этот
процесс, считал Маркс, можно затормозить насильственными мерами, направленными на
ускорение реализации коммунистических идей. Характеристика организационных форм
нового общества была дана в марксистской теории в самом общем виде. Кроме того, они не
считались пригодными на все случаи жизни, для применения во всех странах.
Первая попытка практической реализации коммунистических идей была связана с
Октябрьской революцией в России. Это был первый шаг человечества на пути к
утверждению качественно новой объективно главной цели общественного развития. Ею
провозглашалось раскрытие духовных, творческих сил и способностей личности, а не
умножение вещного богатства индивида. Многое на этом пути было достигнуто. Тем не
менее во многом социалистический эксперимент оказался неудачным. Цель порою
извращалась практикой насильственного её осуществления. Это дискредитировало саму цель,
делало её заложницей средств. Советский опыт, по словам М.Харрингтона, представляет