Мы живём в сложное время. Большие ожидания середины 80-х годов, связанные с началом
перестройки, сменились разочарованием. Распалось наше великое государство – СССР.
Россию продолжает терзать жестокий кризис, поразивший все сферы общественной жизни и
растянувшийся на долгие годы. Трагедия очередного излома российской истории множит
реальные тревоги и беды, лишает людей веры в будущее, порождает чувство безысходности
и незащищённости. Это является грозным предупреждением политикам и народу, не
осознавшим самоценность своего государства как средства самосохранения и благополучия.
Потрясения в России, отбросившие её далеко назад от достигнутых рубежей
индустриального развития, пришлись на переломный этап развития мировой цивилизации.
Под воздействием научно- технического прогресса и социально- экономических реформ
развитые страны начали переход к постиндустриальному обществу. Его важнейшей
характеристикой является изменение места и роли человека в производстве и во всей системе
общественных отношений. Объективно возрастает вклад каждого индивида в общественный
прогресс. Решающее значение приобретает квалификация, профессионализм, знания и
способность к творчеству, нравственная надёжность работников. Примерно 3/4 потенциала
экономического роста приходится на уровень их обученности. Самым эффективным
направлением капиталовложений стало вложение в развитие человека, в обеспечение его
максимально возможной индивидуальной свободы, заключающейся в преумножении и
реализации творческих сил и способностей на своё и общественное благо. От того, насколько
успешно решаются задачи создания наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности
человека, зависит настоящее и будущее современного общества. Развитие личности всё более
становится целью общественного развития. Решающее значение при этом имеет изменение
характера и содержания труда, который, оставаясь важнейшим средством жизни, всё более
превращается в средство развития человека.
Усиливается взаимосвязь экономических и социальных параметров общественного
прогресса. Экономически эффективным оказывается то, что социально эффективно, что
служит развитию личности, раскрытию её подлинной индивидуальности. Духовное
производство превращается в полноправный базис общества. Инвестиции в образование,
профессиональную подготовку, здравоохранение, развитие фундаментальной и прикладной
науки, социальную сферу, в создание социальной инфраструктуры являются сегодня самыми
приоритетными и эффективными. В мире широко распространено понимание значения
«человеческого капитала», объективной необходимости и полезности инвестиций в человека.
Так, 53,9 % всего объема исследования и разработок академического сектора США
выполнено в науках о жизни, в т.ч. – в биологии 17,4 % , в медицинских науках 25.6%. Эти
цифры говорят о гуманистической направленности американского научного потенциала. Для
сравнения скажем, что доля физики составила 5,2%, аэронавтики и космонавтики 1,0%.
Термин «человеческий капитал» отражает трудовой потенциал общества, совокупную
способность людей в процессе трудовой деятельности создавать материальные и духовные
ценности. Чем выше будет уровень образования, профессиональной подготовки,
трудоспособности, здоровья населения, тем больше будет «человеческий капитал». Так,
согласно расчётам академика С.Г.Струмилина, сделанным ещё в середине 60-х годов, на
100 руб., затрачиваемых на здравоохранение, создаётся 220 руб. национального дохода.
Известный экономист и деятель здравоохранения К.Уинслоу пытался оценить в долларах на
примере среднего американца расходы на его воспитание, образование, медицинскую
помощь и отдачу от его труда. По К.Уинстону получается, что до 20-летнего возраста
расходы составили в масштабах цен того времени (50-е годы) примерно 20 тысяч долларов, к
40 годам они компенсировались отдачей от труда, а к 60 годам «доход» составил примерно
20 тысяч долларов – такова в среднем цена здоровья и размер дивидендов, возрастающих от