Исторический опыт свидетельствует, что корни религиозного сознания лежат значительно
глубже, чем представлял марксизм. Они, видимо, уходят в суть человека как духовного
существа, не желающего примириться со своим духовным одиночеством во Вселенной,
стремящегося найти силы и стимул для своего совершенствования.
Справедливости ради следует отметить, что антирелигиозный настрой Маркса и Энгельса
сочетается с неприятием ими каких – либо насильственных действий в отношении религии,
запрещения религиозной проповеди и религиозных организаций. Это было связано не с их
терпимым отношением к инакомыслию, а с соображениями эффективности борьбы с
религией. Энгельс, критикуя анархистов, отмечал, что преследования являются наилучшим
средством укрепления религии и что единственная услуга, которую в наше время можно ещё
оказать ей - это провозгласить атеизм принудительным символом веры.
Отрицательное отношение Маркса и Энгельса к религии вообще и христианству в
частности связано ещё и с тем, что они отождествляли исторически определённую форму
церковной организации с религией как формой духовной жизни человека, формой
общественного сознания. Их нравственные принципы не позволяли смириться с лицемерной
защитой капиталистической эксплуатации официальной церковью.
К.Поппер отмечает, что если «такого рода «христианство» исчезло сегодня с лица лучшей
части нашей планеты, то это случилось не в последнюю очередь благодаря нравственной
реформации, которая произошла под воздействием Маркса… Если христианство встало на
путь отличный от того, которым следовало…, то этим оно в немалой степени обязано
влиянию Маркса». 18
С расстояния пройденных лет и накопленного исторического опыта становится бесспорно
очевидной зависимость здоровья от социальных факторов. Повышение уровня жизни людей
в развитых странах, ориентация их на здоровый образ жизни способствовали улучшению
стандартов физического здоровья, что способствует дальнейшему экономическому прогрессу
развитых стран.
Под воздействием научно – технического прогресса и социально – экономических реформ
изменяется место и роль человека в производстве и во всей системе общественных
отношений. Объективно возрастает вклад каждого индивида в общественное развитие и в то
же время развитие личности всё более становится целью общественного прогресса.
Усиливается взаимосвязь экономических и социальных параметров прогресса. Экономически
эффективным оказывается то, что социально эффективно, что служит развитию личности,
сохранению и укреплению её здоровья. Инвестиции в образование, здравоохранение,
профессиональную подготовку, культуру, социальную сферу являются сегодня самыми
приоритетными и эффективными. В документе, разработанном ООН, «О благосостоянии»
среди девяти важнейших признаков благосостояния здоровье поставлено на первое место,
опередив такие ценности, как питание, жильё, социальную свободу, занятость. По состоянию
здоровья людей судят о степени гуманности общества и потенциале его развития.
В мире широко распространено понимание значения «человеческого капитала». Этот
термин отражает трудовой потенциал общества, совокупную способность людей в процессе
трудовой деятельности создавать материальные и духовные ценности. Чем выше будет
уровень образования, профессиональной подготовки, трудоспособности, здоровья населения,
чем более продолжительной будет активная человеческая жизнь, тем больше будет
«человеческий капитал».
Согласно расчётам академика С.Г.Струмилина, сделанным ещё в середине 60-х годов, на
100 рублей затрачиваемых на здравоохранение, создаётся 220 рублей национального дохода.
Известный экономист и деятель здравоохранения К.Уинслоу оценил в долларах на примере
среднего американца расходы на его воспитание, образование, медицинскую помощь и