которому теперешняя философия может стать истиной». 14 Маркс этим хочет сказать, что
только в революционной борьбе философия получает пищу для своего развития и только там
она находит подтверждение истинности своих положений. «Философы лишь различным
образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», - писал Маркс в
«Тезисах о Фейербахе», подчёркивая новизну и революционную суть своей философии.
В силу своего объективного положения в обществе пролетариат призван стать, считали
Маркс и Энгельс, могильщиком капитализма, преобразовать общество на справедливых
началах. Для этого ему нужна революционная теория, созданию которой они посвятили свою
жизнь. Они открыто провозгласили свою философию мировоззрением пролетариата,
соединили её с его революционно преобразующей практикой. «Подобно тому как философия
находит в пролетариате своё материальное оружие, - писал Маркс, - так и пролетариат
находит в философии своё духовное оружие». 15 И как только теория овладевает массами,
она становится материальной силой.
Отмечая известную упрощённость марксистской теории классовой борьбы, К.Поппер
признает, что классовая борьба стала важным фактором в преобразовании социально –
экономической структуры капитализма.
Марксистская философия пронизана духом глубочайшего гуманизма и справедливости,
борьбой против лицемерия и фарисейства, страстным желанием помочь угнетённым и
обездоленным. Маркс и Энгельс стремились обосновать неизбежность справедливого
переустройства
общественных
отношений,
утверждения
высокогуманного
коммунистического общества, основным принципом которого будет свободное развитие
каждого индивида. Человек получит возможность развивать все свои силы и способности,
станет высшей ценностью и целью общественного развития. Свободное развитие каждого
станет условием свободного развития всех. Для Маркса коммунизм не некое завершённое
состояние общества, а непрерывный процесс его гуманизации, расширения пространства
свободного развития личности.
Американский учёный социалист Майкл Харрингтон в своей последней книге
«Социализм. Прошлое и будущее» (1989 г.) пришёл к выводу о том, что существующее
социалистическое движение, несмотря на его временные поражения, остаётся единственной
надеждой в теории и практике свободы, адекватной современным задачам.
В конце XX века революционная практика марксизма потерпела историческое поражение.
Тем не менее нравственный пафос и гуманистическая ориентация, подкреплённые
безукоризненной логикой и убедительностью исследования, не позволили элиминировать
марксистскую философию и обеспечили ей достойное место в истории философской мысли.
Говоря о теории Маркса, К.Поппер отмечал, что именно в нравственном призыве заключён
секрет воздействия его учения. «Он хотел улучшить общество, а улучшение для него
означало больше свободы, больше равенства, больше справедливости, больше безопасности,
более высокий уровень жизни и – в особенности – сокращение рабочего дня, которое сразу
даст рабочим некоторую свободу». 16
Препятствие на пути духовного освобождения и раскрепощения масс Маркс и Энгельс
видели также в религии. Они считали, что религия противоречит разумному взгляду на мир,
мешает пролетариату осознать своё истинное положение и роль в обществе, уводит его от
реальной политической борьбы. Они видели в религии отражение извращенных отношений
между людьми, стремились доказать её связь с угнетением, эксплуатацией человека
человеком. Маркс считал, что «религия сама по себе лишена содержания, её истоки
находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращённой реальности, теорией
которой она является, она гибнет сама собой». 17