Потребность в нормальной порции труда, по словам Маркса, является естественной
потребностью здорового человека. Свободный труд «необходим для здоровья человека», он
«прибавляет масло в лампу жизни». Вместе с тем непосильный, принудительный труд при
капитализме ведёт к массовой заболеваемости, преждевременной старости и смертности
трудящихся.
Стремление создать благоприятные социальные условия для полноценной здоровой жизни
усиливало революционную нетерпимость и непримиримость Маркса и Энгельса по
отношению к существующему общественно – экономическому строю. Они считали, что во
имя жизни необходимо уничтожить капитализм. Глубокий анализ современного им
капиталистического общества позволил раскрыть его противоречия и антигуманную
сущность, обосновать неизбежность его гибели. Маркс был прав, считает К.Поппер, «что
системе… капитализма, какой он её знал, не суждено существовать слишком долго».
Капиталистическая система осуждалась «за укоренённую в ней жестокую несправедливость,
которая соседствует с полной «формальной» законностью и справедливостью. Система
обречена, потому что, вынуждая эксплуататора порабощать эксплуатируемого, она отнимает
свободу у обоих. Маркс не восставал против богатства и не славил бедность. Он ненавидел в
капитализме не накопление богатства, а его олигархическую сущность. Капитализм вызывал
у него отвращение, потому что богатство в этой системе подразумевает политическую власть
в смысле власти над другими людьми, потому что рабочая сила превращена в товар, т.е. люди
должны продавать себя на рынке труда. Эта система была ненавистна Марксу тем, что
напоминала ему рабство». 9
К.Поппер считает, что пылкий протест Маркса против преступлений капиталистов,
жестоко эксплуатировавших даже детей 6-7 лет, «навсегда обеспечит ему место среди
освободителей человечества». В значительной мере благодаря Марксу, продолжает
английский философ, экономическая система, описанная и подвергнутая им критике,
прекратила своё существование. Черты общества, в котором жил Маркс, сегодня неузнаваемо
изменились. В демократических государствах требования большей части марксовой
программы коммунистической революции «были внедрены в практику полностью или в
значительной степени… Было сделано много более важных шагов в обеспечении социальной
защиты, о которых Маркс даже и не думал». 10
Бертран Рассел не исключал принципиальную возможность реализации даже самой
кардинальной социалистической идеи - в отдалённой перспективе в результате социальных
преобразований может исчезнуть разделение общества на классы и наступить полная
политическая и социальная гармония.
Мнение западных учёных не совпадает с точкой зрения, которой придерживается
крупнейший советский философ – марксист Т.И. Ойзерман, который ныне утверждает, что
«марксистские представления о социализме в принципе не могли быть реализованы на
практике вследствие их утопического характера». 11 Впрочем в другой статье он признаёт,
что благодаря деятельности социал – демократических партий в западных странах «были
действительно решены отражающие коренные интересы трудящихся социальные задачи,
историческую необходимость которых обосновывали Маркс и Энгельс». 12
Марксистская философия сильно политизирована, открыто носит классовый характер,
нацелена на решение острейших проблем современного общества. Б.Рассел считал
недостатком то, что Маркс «чрезмерно практичен и слишком прикован к проблемам своего
времени. Взгляд его ограничен этой планетой и на ней - Человеком». 13 Маркс же это ставил
себе в заслугу. Он критиковал Л.Фейербаха за то, что тот «слишком много напирает на
природу и слишком мало - на политику. Между тем, это - единственный союз, благодаря