учреждениях и интернатах. Овладел очень скромным словарным запасом, странноватой на
слух членораздельной речью, но оказался совершенно не способным освоить какую – либо
элементарную человеческую деятельность и формы межличностного общения. Самым
лучшим периодом в своей жизни он и поныне считает жизнь в волчьей стае. Со слезами на
глазах говорит о том, что никто его больше не любил и не жалел так, как «папа - волк» и
«мама - волк». До сих пор сохранил многие повадки своего былого дикого состояния. Самым
большим лакомством является мышь, которую он, при случае, с большим проворством ловит
и немедленно съедает. Круг его интересов ограничивается удовлетворением сугубо
физиологических потребностей, но оно, как видим, существенно отличается от
общепринятого в человеческом обществе.
Всё это наглядно подтверждает истинность вывода о социальной природе человека. Этот
вывод имеет важное методологическое значение для понимания сущности здоровья и
болезни. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс подчёркивал, что сущность человека есть
совокупность всех общественных отношений. Это не означает, что каждый индивид
сосредоточивает в себе всё реальное богатство их содержания. Маркс имел в виду то, что
индивид формируется под воздействием своего социального окружения, развивается и
раскрывает свои сущностные силы в обществе. Человек существо социальное и как таковой
он может состояться только в обществе. Его жизнь – это не только биологический, но и
социальный процесс, его здоровье и болезнь обусловлены не только биологическими, но и
социальными факторами.
Маркс определяет болезнь как стеснённую в своей свободе жизнь. Из этого следует, что
здоровье есть свободное проявление жизни во всей полноте и гармоническом единстве её
биологических и социальных проявлений. Такой широкий биосоциальный подход лежит в
основе современного понимания здоровья. В преамбуле Устава ВОЗ записано: «Здоровье
является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствием болезней и физических дефектов».
Анализ характера общественных отношений, взаимодействия социальной среды и
человека, соотношения социального и биологического позволяет понять роль и место
общественной среды как возможного «болезнетворного» фактора.
Маркс и Энгельс были убеждены, что важнейшей причиной широкой заболеваемости и
преждевременной смертности трудящихся является капиталистический строй. Он превратил
их в средство получения прибыли капиталистами, а сохранение здоровья сделал их частным
делом. Они поставлены в условия, в которых не могут ни сохранить здоровье, ни долго
просуществовать. Капитализм неуклонно, постепенно, частями подтачивает организм
рабочих и преждевременно сводит их в могилу.
В работе «Положение рабочего класса в Англии» Ф.Энгельс показал, что принудительные
условия труда, плохие жилищные условия, отсутствие техники безопасности труда,
антисанитарное состояние пролетарских кварталов и т.п. во всё возрастающей степени
подтачивают здоровье рабочих. Он пришёл к выводу о социальной обусловленности таких
широко распространённых болезней как брюшной тиф, туберкулёз, рахит. К.Маркс
рассматривал в качестве классических социальных болезней алкоголизм, туберкулёз,
венерические болезни, существование которых он также связывал с капитализмом. Для их
искоренения одного медицинского вмешательства недостаточно, да оно было и недоступно
для основной массы трудящихся. Необходимо изменить общественные отношения,
социальные условия жизни, искоренить эксплуатацию и связанную с этим нищету,
обеспечить людей приличным жильём, питанием, достойной заработной платой, создать
необходимые условия для духовного развития, дать посильную, безопасную и интересную
работу.