отдачу от его труда. Получилось, что до 20-летнего возраста расходы составили в масштабах
цен того времени (50-е годы) примерно 20 тысяч долларов, к 40 годам они компенсировались
отдачей от труда, а к 60-ти годам «доход» составил примерно 20 тысяч долларов. С тех пор
возросли продолжительность жизни и производительность труда, возрос и доход общества от
здоровья своих членов, от вложений в развитие человека.
Высокие показатели здоровья населения являются важным фактором экономического
благополучия общества. Потенциал человеческого развития, который в решающей мере
определяется состоянием здоровья людей, и уровень экономического развития общества
теснейшим образом связаны и взаимообусловливают друг друга. Так, в 1970 г. СССР с
индексом 0,842 занимал по потенциалу человеческого развития 20-е место в мире. Впереди
были только развитые страны Запада и Япония. Примерно такое же место страна занимала и
по основному показателю экономического развития – внутреннему валовому продукту (ВВП)
на душу населения. К концу 90-х годов индекс потенциала человеческого развития в России
упал до 0,547 и мы оказались во второй сотне государств, в окружении бедных стран
«третьего мира». Там же, примерно, мы находимся и по ВВП на душу населения. Падение
потенциала человеческого развития является одной из основных причин столь необычно
глубокого, продолжительного и всестороннего кризиса, в котором оказалась наша страна.
Выход из него – в резком увеличении расходов на здравоохранение, на весь комплекс мер,
связанных с развитием человека. Это должно стать приоритетным направлением
государственной политики.
Улучшение здоровья населения отвечает не только требованиям гуманизма, вековым
общечеловеческим ценностям, но является важнейшей экономической задачей. Необходимо
не только сформировать современную финансово – экономическую базу здравоохранения, но
и рационально распределить ресурсы, которых всегда не хватает, создать эффективный
механизм их использования с учётом структуры заболеваемости и организации системы
здравоохранения в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
Решению важнейших задач, связанных с повышением потенциала человеческого развития,
созданием благоприятных условий для активной, долголетней и здоровой жизни людей,
препятствует переход страны к дикому паразитическому капитализму. В частные руки
стремительно были переданы колоссальные национальные богатства и не было обеспечено
их эффективное использование в общенациональных интересах. Приватизация в России не
привела к появлению современной социально ответственной буржуазии.
Слой новых собственников формировался, главным образом, из вчерашних воротил
теневой экономики, крупных государственных чиновников и хозяйственников,
использовавших власть и положение для обретения собственности, удачливых спекулянтов,
уголовно – мафиозных элементов и иностранных компаний. По оценкам экспертов, около 30
процентов общего стартового капитала в частном секторе экономики имеет криминальную
природу, пропуская вперёд только капитал, нажитый в торгово – посреднических операциях
(51%). Около 20% капитала составляет доля, полученная от приватизации с использованием
должностного положения. На втором этапе приватизации, начавшемся с 1995 г., в результате
борьбы за передел собственности между новыми хозяевами криминальное представительство
среди собственников возросло. По расчётам аналитического центра РАН, в общей сложности
55% капитала и 80% голосующих акций при приватизации перешли в руки отечественного и
иностранного криминального капитала.
Такая практика ведущими реформаторами рассматривалась как приемлемый путь
формирования класса собственников. Предполагалось, что любой частный собственник
априори является созидательной силой. Когда А.Чубайсу напомнили, что новые
собственники в значительной мере будут связаны с уголовным миром, он ответил: «…но