политического режима, способствовала раскрепощению люмпенского «подполья». Исчезало
чувство страха как фактор человеческой активности. Постепенная утрата веры в
историческую перспективу ослабляла энтузиазм людей. Сохраняющееся ограничение
свободы, провоцировало безответственность на всех уровнях. Усилившаяся практика
уравнительного распределения разлагала труженика. Даже такое, само по себе
положительное явление, как достаточно высокий уровень социальных гарантий со стороны
государства,
обретало
противоположное
значение,
порождая
иждивенчество.
Люмпенизирующееся общество всё более утрачивало динамизм и стагнировало.
Попыткой преодолеть негативные процессы была новая экономическая политика,
разработанная в середине 60-х годов. Она предусматривала введение хозрасчёта как основы
рынка, повышение хозяйственной самостоятельности предприятий и самоуправленческих
начал трудовых коллективов, ограничение возможностей голого администрирования.
Допускалась продажа части продукции, произведённой сверх плана, по свободным
рыночным ценам. Часть прибыли, оставшуюся после осуществления по заранее
установленным стабильным нормативам необходимых отчислений и выплат, планировалось
передавать в распоряжение трудового коллектива. Из неё также по заранее установленным
нормативам должны были формироваться специализированные фонды: фонд развития
производства, науки и техники, средства которого идут на реконструкцию, обновление
технической базы производства, внедрение новых технологий; фонд социального развития,
используемый для строительства и содержания жилья, детских дошкольных учреждений,
пионерских лагерей, домов отдыха, больниц, поликлиник, спортивных сооружений и т.д.;
фонд оплаты труда, из которого выплачивалась работникам зарплата, премии и другие виды
материального поощрения.
Крайне необходимая, взвешенная и продуманная реформа таила большие
потенциальные возможности усиления трудовой ориентации, постепенного перехода к
нормальным товарно-денежным отношениям и регулируемому рынку. Реформа была
сорвана, практически не начавшись. Некоторое время она напоминала о себе экспериментом
на Щекинском химическом комбинате. К концу 60-х годов о ней забыли вовсе. Высшее
партийное руководство опасалось, что реформа подорвёт экономические основы его
всевластия и вызовет недовольство со стороны люмпенизированной части общества,
привыкшей получать деньги не за работу, а за выход на работу.
Неудача реформаторских планов вызвала тяжёлые социально-экономические и
политические последствия. Значительно снизились темпы роста экономики и благосостояния
народа. Нарастал дефицит товаров народного потребления. Скованная человеческая
инициатива стала трансформироваться, с одной стороны, в безынициативность, как
жизненную позицию многих, в усиление люмпенской психологии. С другой – в развитие
теневой товарно-капиталистической экономики, которая включала в себя различные виды
экономической, предпринимательской, коммерческой деятельности, противоречившей
действовавшему законодательству. К ним относились хищения, подпольное производство и
реализация «левого» товара, спекуляция, взяточничество, приписки и т.д.
Теневая экономика на заключительном этапе существования советской власти
представляла собой внушительную силу. В конце 80-х годов каждый третий рубль в
финансовом обороте страны, по словам главы советского правительства Н.И.Рыжкова, имел
«теневое» происхождение. Объём теневой экономики достигал 17-25% национального дохода
СССР. В ней было задействовано от 20 до 30 млн. человек. Такая разветвлённая сеть не могла
функционировать без прикрытия и непосредственного участия многих крупных партийных,
советских, хозяйственных руководителей, работников правоохранительных органов.
Накопленный теневой капитал нуждался в легализации и усиливал соблазн у части
советской бюрократической элиты использовать власть для соединения своего права